СЗВ-М при увольнении сотрудника

С 2016 года к обязательно заполняемой ежемесячно работодателем документации прибавился еще один бланк – СЗВ-М.

Документ содержит сведения о страховом стаже работающих в организации лиц, он упрощает некоторые расчеты. Выдача СЗВ-М работнику при увольнении пока не является обязательным условием.

 

Выписка из СЗВ-М

Документы, выдаваемые при увольнении

Процедура увольнения строго регламентирована нормами трудового законодательства. При расторжении трудового договора наниматель обязан руководствоваться статьями ТК РФ, которые прописывают, как и в какие сроки выдаются увольнительные документы.

Документы при увольнении

При расторжении договора работодатель должен выполнить следующие действия:

  1. Выплатить все причитающиеся увольняемому суммы. Сюда входит и расчет заработной платы, за отработанное, но не оплаченное ранее время, а также премии, поощрения, пособия, отпускные компенсации и т.д. Начисление должно быть организовано таким образом, чтобы стороны полностью рассчитались друг с другом и не остались ничего должны, ведь расчеты после расторжения будут возможны только в судебном порядке. В соответствии со статьей 140 ТК РФ окончательные расчеты с работником должны быть произведены в последний рабочий день.
  2. Отдать хранящиеся у нанимателя личные документы сотрудника. Статья 84.1 ТК РФ предписывает, что работодатель должен обеспечить своевременную выдачу трудовой книжки, а именно в день прекращения сотрудничества.

Перечень документации к выдаче в ТК РФ заканчивается трудовой книжкой, но в пункте 4 оговорено, что по заявлению самого увольняющегося, организация также обязана выдавать ему и иные копии документов. Перечень таких бланков не приведен в ТК, но внесено пояснение, что речь идет о документации, связанной непосредственно с работой увольняющегося.

В зависимости от требований трудового законодательства этот перечень постоянно изменяется и на сегодня он состоит из множества пунктов, которые варьируются в зависимости от специфики профессии и желания самого работника.

В отделе кадров могут быть затребованы:

  1. Медицинская книжка, если она была оформлена для работы.
  2. Копии приказов о приеме, увольнении, переводах, поощрениях.
  3. Копия трудового соглашения.
  4. Удостоверения, сертификаты, свидетельства о получении квалификации или приобретении новых профессиональных навыков.

Кроме кадровых бумаг, увольняемому не обойтись и без бухгалтерских справок:

  1. Бланк по форме 2-НДФЛ, понадобится тем, кто имеет право на налоговые вычеты.
  2. Форма 2Н выдается в обязательном порядке, ведь без нее не получится в полном объеме насчитать компенсацию за дни нетрудоспособности, если на новом рабочем месте сотрудник уйдет на больничный.
  3. Если расторжение договора производится из-за сокращения, или уволенный планирует стать на учет в центр занятости, то не обойтись без бумаги, которая указывает, какие доходы были у работника за последние три месяца.

Каждый случай индивидуален и требует особого подхода, поэтому законодательство оговаривает, что увольняемый имеет право требовать нужную ему документацию, а работодатель не имеет права ему в этом отказывать.

Форма — Сведения о застрахованных лицах

Обязательность выдачи СЗВ-М при увольнении сотрудника – довольно новое требование. Несмотря на то что оно изложено в Федеральном законе № 27-ФЗ от 01.04.1996 года, данное правило было введено лишь в 2016 году. Форма СЗВ-М является обязательной для отчетности в Пенсионный фонд. Ежемесячно до 15 числа следующего за отчетным месяцем подготавливаются сведения обо всех работающих в организации сотрудниках, с указанием сумм перечисленных за них страховых взносах. Из бланка СЗВ-М рассчитывается общий стаж работающих граждан. Кроме того, этот документ позволяет подтвердить, что наниматель уплачивает страховые взносы за нанятого работника. В форму вносятся сведения обо всех работающих, вне зависимости от того, оформлены они по трудовым договорам или по гражданско-правовым соглашениям.

Отчетность

Форма бланка СЗВ-М утверждена Постановлением правления ПФР 01.02.2016 года под номером 83. Она может содержать как коллективные сведения, так и быть индивидуальной выпиской. Бланк ведется в электронном виде и заполняется автоматически при использовании 1С-бухгалтерии.

СЗВ-М заполняется нанимателем и передается в ПФР:

  1. Ежемесячно до 15 числа следующего месяца.
  2. Ежеквартально, в течение двадцати суток после окончания текущего квартала.
  3. Ежегодно до 1 марта следующего за отчетным года.

Кроме того, при увольнении сотрудника она выдается и ему на руки с указанием персональных данных.

Перечень сведений, указываемых в СЗВ-М

Выдаваемый бланк СЗВ-М при увольнении работника состоит из четырех основных блоков. Сама форма довольно проста, поэтому к ней даже не существует утвержденных инструкций по заполнению. Но некоторые первичные сведения все же лучше получить до того как впервые вносить данные в нее.

Перечень сведений, указываемых в СЗВ-М, делится на:

  1. Юридические данные организации-работодателя, являющегося страхователем. Здесь вставляются сведения о ИНН, КПП, номере в пенсионном фонде, название предприятия.
  2. Установление отчетного периода. Указывается месяц сдачи отчета, а не месяц за который он предоставляется. Данные указываются двузначным кодом, который приводится тут же во избежание путаницы.
  3. Тип формы. Этот раздел несет информацию о том, является ли данный бланк исходящим, дополняющим или отменяющим.
  4. Последний блок несет в себя сведения о застрахованных сотрудниках. В таблице производится поименное перечисление всех работающих, во вторую графу вписывается страховой номер индивидуального лицевого счета, а затем записывается индивидуальный номер страхователя, если он есть у работника и известен страхователю.

Указанные блоки применимы как для общей формы отчетности, так и для индивидуальных выписок. При выдаче персональной справки указываются данные человека, который уволился.

Правила заполнения формы

Заполнение СЗВ-М регламентируется правилами, которые указаны тут же в бланках, как пояснения к каждому разделу. Но некоторые графы вызывают вопросы у бухгалтеров и требуют некоторых пояснений.

Хоть конкретных пояснений, нужно ли распечатывать уволившемуся весь бланк, с указанием иных фамилий и сведений или стоит делать персональную выборку, нет, но стоит помнить, что справка выдается для подтверждения стажа при увольнении конкретного наемного лица. К тому же разглашение персональных данных, коими являются номерной знак СНИЛС и ИНН, противозаконно. Исходя из этого, становится ясно, что в выписке следует указывать сведения исключительно об увольняемом.

Заполнение формы

При внесении сведений о типе формы вписывается:

  1. «Исх» — если бланк первичный за указанный период времени.
  2. «Доп» — если данные дополняют ранее поданный отчет. Вносятся ФИО, СНИЛС и ИНН только тех о ком не были предоставлены сведения.
  3. «Отмн» — если документ отдельными строками полностью отменяет ранее сданный и заменяет их на новую интерпретацию. Подается в случае необходимости замены строк.

Столбец, в котором указывается ИНН, не является обязательным, то есть работодатель не должен заставлять наемных лиц получать индивидуальный номер страхователя, если у него таковой отсутствует.

Правила заполнения выписки о стаже при увольнении требуют лишь корректного внесения сведений об увольняемом, ориентируясь на пояснения в самом бланке. Форма СЗВ-М обязательно закрепляется подписями руководителя и печатью организации.

Порядок выдачи работнику при увольнении

Абзац 3 части 4 статьи 11 № 27-ФЗ описывает процедуру выдачи справки увольняемому. Она состоит из нескольких этапов:

  1. Написание заявления на получение выписки о стаже.
  2. Подготовка выписки, этим занимается бухгалтерия. На изготовление выписки отводится пять дней.
  3. Подписание готового бланка руководителем.
  4. Выдача формы увольняемому на руки.

Первые два пункта не требуют дополнительных разъяснений, а вот по поводу третьего в 27-ФЗ есть уточнения. Справка выдается под расписку и о получении документа ставится подпись в книге учета. Поэтому наниматель обязан завести специальный журнал учета выдачи выписок СЗВ-М. В нем в день увольнения проставляется дата, ФИО работника, номер справки и его роспись в получении.

Расписка о получении пишется в произвольном порядке. Бланк расписки может быть разработан в организации, как внутренний документ и распечатываться при надобности, заменяя лишь сведения о застрахованном.

Ходит много споров о том, зачем нужна эта справка, ведь ПФР итак имеет сведения о застрахованных наемных лицах. Но она нужна не для подтверждения стажа перед сторонними лицами, а скорее для того, чтобы сам увольняемый был уверен, что все отчисления за него производились исправно и отработанное время войдет в общий страховой стаж.

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий