Трудовой договор с совместителем

Законодательно разрешает работникам совмещать несколько рабочих мест, но требует оформления.

Правильное оформление защищает обе стороны трудового взаимодействия от непредвиденных ситуаций. Поэтому важно при приеме на работу заключить трудовой договор по совместительству.

Соглашение заключается между нанимателем и совместителем и позволяет оговорить условия труда, режим работы и сумму вознаграждения за проделанную работу в виде оклада. В нем могут быть указаны и иные важные нюансы, которые следует учесть обеим сторонам.

Работа по совместительству

Работа по совместительству хоть фактически и является тем же выполнением определенного круга обязанностей, но все же имеет значительные отличия от основного труда. Причем эти отличия существуют как для самого нанимателя, так и для сотрудника, который совмещает несколько работ.

Совместительство подразделяется на два основных типа:

  1. внутреннее;
  2. внешнее.

Внутреннее совместительство

Внутреннее совместительство — это распространенный тип совмещения. Он широко применяется для замены временно отсутствующих работников, которые находятся в отпуске, командировке или на больничном. Как правило, данный тип оговаривается во внутренних локальных документах, где указывается, как проводится совмещение и какая плата за это полагается. При таком замещении обязанности выполняются без отрыва от своей основной работы, что исключает возможность работать на полную ставку по замещаемой должности. И, конечно, при такой замене трудовой договор с совместителем не заключается.

Внутреннее может быть оформлено и в ином порядке, для выполнения другой работы на постоянной основе, в отличное от выполнения основных обязанностей время. В этом случае применяются нормы ТК, требующие заключения трудового договора по совместительству.

Внешнее совместительство на полную или неполную ставку – это совсем другое, ведь в коллектив принимается новый сотрудник. Его оформление производится по всем канонам трудового законодательства:

  1. Сначала производится собеседование.
  2. Потом оговариваются условия сотрудничества и его предполагаемые сроки. Уточняется график работы и оклад работника.
  3. Совместитель представляет пакет документов, необходимых для трудоустройства.
  4. Стороны подписывают бланк трудового договора.

По окончании этих действий и начинается сотрудничество, которое, кроме особого графика, ничем не отличается от труда основных работников. За совместителем сохраняется право на предоставление ежегодно отпуска, а выплаты за работу производятся в те же дни, что и всем остальным сотрудникам.

Документы, предъявляемые при приеме на работу

Документы в руках

Трудовой договор по внутреннему совместительству не требует документального подтверждения.

Оно и понятно, ведь у нанимателя уже хранятся все нужные документы в оригинале или копиями. При особых специфических условиях совмещения может потребоваться пройти дополнительный медосмотр, в остальном же от работника понадобится лишь подпись на трудовом договоре по совместительству.

С внешним совмещением дело обстоит по-иному. Здесь есть перечень бумаг, которые потребуется в той или иной комплектности представить. Но есть и список бумаг, которые требовать работодатель не вправе.

Чтобы заключить трудовой договор с внешним совместителем, нужны следующие документы:

  1. Удостоверение личности нового сотрудника, а именно его паспорт. При отсутствии паспорта по необходимости может быть представлен иной удостоверяющий бланк.
  2. Удостоверения о наличии специализации, профессии, навыков. Данный пункт не является обязательным, но важен при условии, что человек принимается на работу, которая требует специальных знаний и навыков. Бланк может быть предоставлен в оригинале или в заверенной копии.
  3. Если сотрудник принимается на работу с вредными и опасными условиями, то не обойтись без справки с основного рабочего места. В справке дается описание характера трудовой деятельности по основному месту.

Трудовая книжка и договор

Чтобы заключить трудовой договор о работе по совместительству, работодатель не вправе требовать такие документы:

  1. Трудовую книжку. Вообще данный бланк не выдается на руки, а потому не может быть предоставлен дополнительному нанимателю. А сама запись в трудовой книжке делается на усмотрение совместителя, а не по требованию нанимателя.
  2. Военнообязанным — удостоверение о наличии воинского учета.
  3. Свидетельство о пенсионном страховании.

Наиболее важным с точки зрения работодателя, документов является именно справка об условиях труда на основном рабочем месте. Ведь если выяснится, что совместитель утаил факт наличия у него основной работы, классифицируемой как вредная или опасная, то наниматель не имеет права на некоторые моменты. Таким совместителям в трудовом контракте нельзя прописать, что они могут привлекаться к дополнительному труду в свободное от работы время. К тому же им нельзя установить постоянное 4-часовое рабочее время.

Заключение трудового договора

С совместителем договор заключается на общих основаниях, то есть до того, как новый сотрудник приступит к выполнению своих непосредственных обязанностей. Работы по совместительству предусматривают возможность заключения:

  1. Срочного соглашения.
  2. Бессрочного контракта.

Рукопожатие

Срочное трудовое соглашение может быть заключено лишь с теми категориями работающих лиц, которые прописаны в Трудовом кодексе РФ. Подписать ограниченное по времени действия соглашение, только потому, что нанимателю такой вид отношений более удобен, невозможно.

В трудовом договоре совместителя нет каких-то особых отличий от основных работников, кроме того, что в нем указывается индивидуальное рабочее время.

Оклад совместителя также отличается суммой, связано это с тем, что работник не может выполнять работу в восьмичасовом режиме, а чаще всего имеет лишь четырехчасовой рабочий день. По этой причине оклад должен соответствовать объему затраченного времени. Хотя при его назначении могут оцениваться и иные критерии, например, профессионализм совместителя, уровень его вовлеченности в трудовой процесс, объем выполняемой работы. В некоторых случаях совместитель за более короткий промежуток времени может выполнять больший объем работы, чем основной работник, что, несомненно, отразится на зарплате.

Разрабатывать отдельно трудовой договор с работником совместителем нет необходимости, достаточно просто дополнить имеющийся бланк необходимыми пунктами или просто внести в него необходимые параметры.

Форма договора

По законодательным нормам при составлении рабочего соглашения наниматель обязан руководствоваться нормами, изложенными в:

  1. Статье 57 ТК РФ.
  2. Постановлении Минтруда РФ № 135 от 1993 года.

Все указанные документы оговаривают условия составления соглашения между юридическим лицом и наемным работником.

В них указывается:

  1. Как должен выглядеть документ по своей форме.
  2. Какие сведения он обязан содержать в себе.
  3. Какие данные нельзя исключить из контракта.
  4. Какие сведения могут прописываться на усмотрение нанимателя.

Важным моментом является обязательность указания того факта, что именно по совместительству оформляется данный трудовой договор. Этот момент закреплен в статье 282 ТК РФ, которая оговаривает нюансы заключения соглашения с совместителем.

Время совместителя

Несмотря на важность заключения контракта для работы совместителя, не существует унифицированной формы, которая бы являлась бланком для заполнения. И хоть соглашение и должно составляться по узаконенным нормам, но его форма может варьироваться, в зависимости от целей нанимателя и специфики организации, в которую принимается совместитель.

Обратите внимание, что в статье 57 ТК РФ речь идет именно о содержании контракта, а не о его форме. Когда речь идет о внешнем виде документа, то за основу следует брать нормы делопроизводства, которые описывают установленные правила оформления данного вида бумаг.

Нанимателю выгоднее всего заранее разработать несколько видов соглашений, которые будут использоваться им в том или ином случае. В готовый бланк при необходимости довольно просто добавить дополнительный пункт или убрать ненужный.

Разработка первичного бланка проходит при совместной работе руководителя организации, юриста, экономиста и специалистов кадрового отдела.

Содержание договора

Договор по совместительству составляется по строго установленному плану. Первично проставляется название документа, его номер, дата подписания, и соответственно вступление его в действие, а также город в котором он составляется.

Сам текст имеет несколько основных блоков:

  1. Преамбула.
  2. Основные сведения.
  3. Заверительная часть.

Договора

В преамбуле соглашения указываются следующие данные:

  1. Данные о совместителе. Указываются его ФИО, а также переносятся сведения из паспорта о дате выдаче, месте выдачи и персональном номере.
  2. Сведения о работодателе, вернее том, кто его представляет. Указывается должность руководителя организации, его ФИО, ИНН. Обязательно ставится акцент, на каком основании руководитель считается полномочным представителем данной организации.

Большая часть сведений входит в основную часть документа, которая поэтапно оговаривает такие нюансы:

  1. Где будет работать совместитель. Здесь речь идет о названии организации, структурного подразделения или филиала.
  2. Кем принимается человек.
  3. Какие обязанности возлагаются на принятого человека, и какими правами он обладает.
  4. Права и обязанности нанимателя по отношению к наемному лицу.
  5. Описывается график работы совместителя – дневной, недельный, месячный.
  6. Вносятся сведения об обязательности отдыха и его интервальности. Обязательно прописываются перерывы для приемов пищи и технические, выходные и отпуск.
  7. Календарные сведения о начале труда.
  8. Размер оклада, тарифной ставки или другие обязательные выплаты. При формировании данной цифры следует учитывать законодательные нормы, которые не позволяют устанавливать зарплату ниже МРОТ. Совместитель получает ту часть оклада, которая соответствует продолжительности его рабочего дня.
  9. Если соглашение является срочным, то обязательно указываются конечный срок его действия.

В заключительной части указываются:

  1. ФИО работника, паспортные данные, его адрес регистрации или проживания, а также контактные телефоны.
  2. Название организации, в которую принимается сотрудник, ее реквизиты и юридический адрес.

Контракт заполняется в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются двумя сторонами. Совместитель ставит лишь подпись, а вот наниматель не только подпись, но и печать организации.

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий