Запись в трудовой о совместительстве

Запись в трудовой книжке по совместительству делается, когда человек исполняет функциональные обязанности по другой должности. Такое правило закреплено в статье 66 ТК РФ.

Записи в трудовую книжку вносят на протяжении всего временного периода, пока человек числится в штате компании. 

Действующими нормами определено, что личный рабочий документ, является основным источником информации, который содержит в себе сведения и данные о том, где и кем трудился человек, почему ушел, когда и по какому поводу поощрялся руководством.

Нередко возникают ситуации, когда человек начинает осуществлять свою деятельность по нескольким должностям. Причем это может происходить как в переделах одной организации, так и в нескольких компаниях.

Внесение записей

В большинстве случае такая необходимость вызвана обстоятельствами непредвиденного личного характера, которые могут возникнуть в жизни людей. Чаще всего это вызвано финансовыми затруднениями по причине уменьшения объемов доходов по основному месту, увеличения стоимости жизни, либо возникшей нехватки, например, в связи с прибавлением в семье.

Иногда такое может произойти по намерению руководителя. Например, сфера деятельности компании расширяется, открываются новые вакансии, а специалистов подбирать не успевают. Либо работающий неожиданно прекратил деловые отношения, а замену подыскать не успели.

В указанных обстоятельствах и возникает возможность внесения записи в трудовую книжку о работе по совместительству. Чтобы не допустить ошибок и оформить запись в трудовую книжку без ошибок, кадровым специалистам компании необходимо вникнуть в ряд актуальных моментов:

  • обязательно ли требуется внесение записи в трудовую книжку при совместительстве;
  • какой порядок внесения записи в трудовой по совместительству;
  • допускается ли внесение отметки по совместительству в трудовой книжке задним числом;
  • нужно ли заводить на человека отдельный рабочий документ;
  • каким образом происходит увольнение по совместительству.

Внутреннее и внешнее совместительство

Любой желающий человек имеет возможность исполнять обязанности по нескольким должностям. Такое оговорено в статье 60.1 ТК РФ.

Все тонкости и нюансы совмещения указаны в главе 44 ТК РФ.

Прежде всего, следует отметить, что осуществлять деятельность по нескольким должностям можно при выполнении двух условий:

  • это осуществляется только при наличии желания человека;
  • работа совместителя на дополнительном месте будет происходить только вне рамок основного временного периода труда.

Совместительство

Действующие нормы определили два направления одновременного выполнения обязанностей совместителем:

Выполнение нескольких функций в пределах одной организации
При таком варианте деятельности потребуется подписание дополнения к уже имеющейся основной договоренности. В документе, кроме основных атрибутов, должны быть отражены все правила труда по дополнительным обязательствам – временные рамки функционирования, стоимость труда, обязанности работающего. Наличие нескольких должностей в указанном способе не является обязательным условием. Это можно делать и в рамках одной профессии. Например, специалист, который занимается преподаванием в основное время читает лекции по одному предмету, в дополнительное – по-другому. То есть имеет место функционирование по одной должности, но по разным направлениям. Такой подход возможен только по желанию самого работающего. Чаще всего руководитель идет навстречу таким намерениям, поскольку взаимодействовать с проверенным человеком проще, чем с незнакомым.
Внешнее совместительство
Такой вариант подразумевает под собой, что человек будет выполнять обязательства на месте труда, которое находится в другой организации. То есть в основное трудовое время человек работает по основному месту, а в свободное в другой компании. Действующими положениями количество таких мест не ограничено. В таких случаях по каждой занимаемой должности будет оформляться отдельная рабочая договоренность, поскольку человек вступает в профессиональное взаимодействие с другим руководителем.

Два указанных варианта имеют существенные отличия друг от друга. В первом случае деятельность осуществляется в одной организации, во втором – в нескольких.

Если человек функционирует в рамках одной компании о совместительстве информировать руководителя нет необходимости. При внешнем труде это произойдет только по желанию самого работающего.

Оформление работы по совместительству

Поскольку о работе по совместительству говорится в отдельной главе, то и оформление такой категории работающих имеет свои некоторые отличительные черты. Хотя действующие нормы установили и некоторые общие принципы оформления совмещающих специалистов.

Прежде всего, прием человека осуществляется на основании подписанной договоренности. Но при занятии должностей в нескольких организациях потребуется оформление отдельного соглашения, так как произойдет прием к разным работодателям.

Такие отношения могут носить как временный, так и постоянный характер.

Оформление работы по совместительству

В содержании документа нужно будет отразить следующие моменты:

  • характер выполняемого труда;
  • определение расположения дополнительного места;
  • размер дохода, который будет начисляться за такую деятельность;
  • обязательный перерыв для отдыха и восстановления.

Имеются некоторой категории работающих, которые не допускаются к занятию нескольких мест одновременно, согласно статье 282 ТК РФ:

  • Не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
  • трудящиеся во вредных условиях, если дополнительное место предусматривает наличие аналогичных факторов.

Статья 329 ТК РФ ограничивает возможность совмещения для специалистов, чей труд связан с управлением транспортом.

Отдельные специальные нормы ограничивают дополнительный труд для:

  • судебных чиновников;
  • людей, которые выполняют обязательства по военной службе.

Исключением для таких категорий является преподавательская и творческая деятельность.

При приеме на дополнительное место, согласно статье 283 ТК РФ, человеку нужно будет представить информацию следующего содержания:

  • документ, подтверждающий личность человека;
  • сведения о полученном образовании и профессии;
  • данные об отсутствии вредных факторов по основной должности.

Следует отметить, что обязательным условием является представление только личного документа. Другие бумаги могут потребоваться только по намерению руководителя принимающей компании.

В случаях, когда человека берут на дополнительное место в рамках одной организации, могут потребоваться только данные об имеющейся профессии, поскольку остальные сведения и так уже имеются в наличии.

В остальном процедура схожа с общим порядком. Направляется письменное обращение руководителю. После визы последнего издается распоряжение о начале взаимодействия, с которым человек должен ознакомиться в течение трех дней после издания. В рабочую книжку и личную учетную карточку вносится запись о труде по совместительству.

Трудовые книжки совместителей

Как было указано, личная рабочая книжка содержит в себе всю информацию о профессиональной деятельности человека, а также сведения о мерах поощрительного характера, которые применялись к человеку.

Трудовая книжка

Обязательства по оформлению и внесению необходимых отметок в такой документ возложены на компанию, где работающий занимает основную должность. Руководитель организации по дополнительному месту не может потребовать человека представлять ему такую бумагу.

Статьей 66 ТК РФ установлено, что представить личный рабочий документ человек может сам, исходя из собственного желания.

Соответственно и отметка в него может быть сделана только по личному согласию владельца бумаги. Такой принцип распространяется как на работающего в одной организации, так и в нескольких. Но порядок внесения отметок в указанных ситуациях несколько отличается.

Если человек посчитал необходимым, чтобы отметка была сделана, то в рамках своей организации ему достаточно просто выразить такое пожелание. Само намерение может быть выражено как устно, так и письменно. Бумажный вариант потребуется в случае, если руководитель дал отказ на устную просьбу.

Для главы другой компании в обязательном порядке потребуется документальное подтверждение. Им может быть:

  • распоряжение о начале дополнительного взаимодействия;
  • подписанная договоренность;
  • справка, подтверждающая факт начала дополнительной деятельности.

Порядок внесения записей в трудовую

Отметки в рабочую книжку совмещающего человека вносятся по общему порядку, который определен в Постановлении Минтруда РФ от 10 октября 2003 года № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».

Как было указано заинтересованному лицу необходимо обратиться письменно или устно к своему руководителю и в необходимых случаях документально обосновать свое намерение. Все технические действия будет выполнять специалист компании по кадрам.

Любая отметка вносится в книжку в хронологическом порядке, соответственно имеет свой номер по порядку возрастания. Нарушение такой последовательности будет являться ошибкой и потребует аннулирование некоторых пометок.

Далее указывается дата начала работы. Это день, когда человек был принят в штат компании и фактически допущен к выполнению своих функциональных обязанностей.

Затем будет отражено наименование должности, которую займет человек. Это некоторым образом описывает его основные функции как специалиста. Здесь же необходимо указать полное название компании, если человек будет трудиться у другого работодателя. После этого отражаются данные распоряжения о начале взаимодействия – его номер и день оформления.

Все сведения вносятся с использование авторучки, чернилами синего, фиолетового или черного цвета. Пометка подписывается специалистом, ее внесшим и заверяется печатью компании.

Образцы документов

Образец записи о совместительстве

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий