Аутсорсинг персонала

Перераспределение ресурсов в последнее время становится одной из актуальных тем менеджмента во всем мире.

Тренинги по оптимизации рабочего процесса, временных затрат пользуются огромной популярностью. С точки зрения экономики, получить хорошую прибыль возможно только в случае оптимального использования своих ресурсов, сравнительных преимуществ.

Умения и время – это также ресурсы, которые у человека имеются в ограниченном количестве. Основная задача – использовать их рационально и максимально выгодно. Поэтому многие компании стремятся оптимизировать процесс – минимизировать затраты для получения при этом максимально возможной прибыли. На фоне этого течения развился аутсорсинг персонала – привлечение людей для выполнения конкретных задач в компании, без непосредственного официального найма сотрудников.

Причин подобной организации рабочего процесса может быть множество, но результат один – получение высококлассного специалиста на более выгодных условиях, чем наем в штат компании. Чтобы правильно решить кадровый вопрос такого рода, в первую очередь важно разобраться в особенностях ведения подобной деятельности, плюсах и минусах аутсорсинга, чтобы в дальнейшем принять решение о целесообразности его внедрения на предприятии.

Понятие аутсорсинга персонала

Аутсорсинг

Аутсорсинг персонала – это привлечение работников, которые не являются официально сотрудниками компании. По факту это разновидность найма, когда люди привлекаются для выполнения работ и задач.

Прямого подчинения в данном случае нет – исполнители не являются непосредственными подчиненными руководства компании. По факту руководить может начальник фирмы, которая оказывает аутсорсинговые услуги.

Привлечь работников можно единоразово для выполнения конкретно одной задачи или же задействовать на постоянной основе. Это необходимо оговорить в договоре.

Главной отличительной чертой аутсорсинга работников является исключительно юридическое оформление трудовых отношений. Часто возникают трудности, каким образом отличить аутсорсинг рабочего персонала от заключения договора-подряда. Во многом грань и правда бывает размытой, но можно выделить 2 главных отличительных особенности, которые сразу указывают на понятие аутсорсинга в трудовых отношениях:

  • Предприятие, которое использует услуги аутсорсинга, является по факту клиентом (потребителем услуг), в то время как при заключении договора-подряда руководитель компании выступает фактическим работодателем.
  • Сторонами соглашения при оформлении аутсорсинга выступают 2 юридических лица (компания-заказчик и предприятие, предоставляющее услуги). Если же говорить о договоре-подряда, то заключается он непосредственно между работником (который выполняет работу) и руководителем предприятия. При аутсорсинге непосредственный исполнитель работ может быть указан в дополнительных приложениях или не указан вообще – в любом случае он не является одной из сторон соглашения.

Работодатель и работники

При этом не всегда заказчиком аутсорсинга выступает только юридическое лицо. Вполне может быть и частное лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Но при этом важно сразу предотвратить допущение серьезной ошибки: обычные частные лица сюда не относятся. Проще говоря, если компания предпочитает нанимать клинера для своего офиса, а не иметь его в штате, то это будет считаться аутсорсингом. Но если клинера нанимают просто для уборки в своем доме, то тогда люди выступают просто обычными заказчиками услуги. Если подвести простой итог: потребителем аутсорсинговых услуг является то лицо, которое теоретически само может выступить работодателем.

На данный момент широко используются не только услуги аутсорсинга персонала, но также аутстаффинга.

На практике под понятием подразумевают выведение людей из числа штатных сотрудников – их переводят юридически в другую фирму, но выполнять производственные обязанности они продолжают на предприятии. Таким образом искусственно удается минимизировать нагрузку на предприятие, рассредоточив трудовые ресурсы. Для некоторых видов деятельности это может оказаться целесообразным и с точки зрения налогообложения.

Виды аутсорсинговых услуг

Профессии

По общему правилу аутсорсинговые услуги делятся по направлению работы. Чаще всего их принято использовать по таким основным категориям деятельности, по которым он разделяется на несколько тематических подвидов:

  • Ведение бухгалтерии. К подобного рода услугам прибегают не только мелкие предприятия, но и довольно крупные корпорации. Даже если на предприятии имеется штатный бухгалтер, руководитель может пожелать проверить работу и получить объективную оценку ведения дел.
  • Аудит. Несколько видоизмененное проявление предыдущей формы. Аудит проводит зачастую проверку перед контролем Налоговой Инспекции. Аудитор выдает независимое заключение, указывает на ошибки и помогает их устранить.
  • Ведение баз, создание сайтов. Зачастую эти задачи доверяют приглашенным специалистам небольшие компании, которым штатный программист просто не нужен.
  • Маркетинг. Написание рекламной кампании часто решают доверить маркетинговым корпорациям даже крупные холдинги, которые имеют штат маркетологов. Причина в потребности свежих идей.
  • Юриспруденция. Оплачивать первоклассного юриста регулярно будет намного более накладно, чем привлекать только в нужные моменты, заключив с юридической конторой договор.
  • Охрана. Для обеспечения защиты предприятия необходимо иметь подходящее оборудование и должного рода навыки. Далеко не всегда есть возможность (и смысл) создавать отдел безопасности внутри предприятия – просто заключить договор с охранным агентством.
  • Обслуга. Клинеры, дворники, мастера по выполнению ремонтных работ – эти специалисты чаще всего приглашаются в организацию из вне для выполнения каких-либо конкретных работ. Приходить они могут на постоянной основе, но при этом не являться конкретно сотрудниками компании.
  • HR. Специалист по подбору персонала все чаще также не является работником данной компании. Здесь причин одновременно может быть несколько. В первую очередь, это объективная оценка. Проще говоря, есть гарантия, что на решение в отношении кого-то из сотрудников не повлияет личное к нему отношение специалиста по кадрам. Также подобные специалисты обычно следят за новомодными течениями, тенденциями в мире бизнеса, что позволяет им подбирать персонал с учетом всех требований и техник, которые практикуются на данный момент.

Значение аутсорсинга в управлении персоналом

Силуэты

Все чаще в последнее время можно столкнуться с привлечением сторонних лиц на руководящие посты предприятия. Ключевые фигуры в управлении нанимаются «со стороны», при этом учредители отбирают только самых лучших: людей, которые работали в ведущих мировых корпорациях, стажировались за рубежом, имеют награды, дипломы.

Международная практика показывает, что многие транснациональные корпорации задействуют в управлении топ-менеджеров, которые до этого не являлись сотрудниками компании.

С одной стороны, преимуществ подобной организации управления персоналом масса – заниматься этим вопросом будет человек, действительно компетентный в решении подобных вещах. Но, с другой стороны, именно в России данная тенденция пока еще не приживается. Причина здесь больше психологическая. Менталитет россиян устроен таким образом, что они не могут должным образом с уважением относиться к человеку, который не проработал на предприятии достаточно времени. Да и самому привлеченному менеджеру будет сложно руководить компанией, специфику работы которой он знает лишь теоретически. Сложно это в тех случаях, когда речь идет об узкой специализации. К примеру, трудно управлять металлургическим предприятием тому, кто знает о металлургии поверхностно.

Часто все же приходится привлекать антикризисных управляющих, когда предприятие находится на гране банкротства. Но их помощь заключается больше в решении финансовых вопросов, чем производственных. Поэтому совет здесь может быть такой: привлекать человека постороннего в разрезе аутсорсинговых отношений рекомендуется только в качестве советника, который поможет руководителю решить некоторые вопросы, но никак не полноправным руководителем предприятия.

Также непосредственно в управлении персоналом может возникать довольно сложный противоречивый момент. Иногда представители компаний, которая предоставляет услуги аутсорсинга, отказываются выполнять поручения, ссылаясь на отсутствие должных указаний со стороны прямого руководителя, которому они юридически подчиняются. Здесь возникает ряд задержек, неясностей: заказчик вынужден связываться с руководством непосредственного исполнителя, чтобы затем его руководитель передал эти указания. Подобная ситуация зачастую возникает только с компаниями низкого уровня, которые недавно работают на рынке. Но при этом важно решить вопрос как можно быстрее – необходимо заранее или после первого же недоразумения раз и навсегда обсудить нюансы урегулирования подобных споров на будущее, чтобы больше таких неприятностей не возникало.

Аутсорсинг персонала

Довольные работники

Предоставление персонала по аутсорсинговому договору имеет положительные и отрицательные стороны.

Каждый руководитель предприятия должен для себя оценить эти моменты, чтобы принять решение о целесообразности организации трудовых отношений в подобном формате.

Его преимущества

Аутсорсинг функций одновременно может иметь несколько. При этом его выгода для современных компаний очевидны. К наиболее существенным аргументам в пользу именно такой организации производственного процесса следует отнести:

  • Более квалифицированные работники. Если речь идет о небольших по объемам компаниях, где множество обязанностей ложится на плечи руководителя, то привлечь другого работника ему будет намного проще, чем разбираться в тонкостях ведения бухгалтерии или решениях юридических споров. Кроме того, привлеченный сотрудник будет более компетентен, так как он работает конкретно в этом направлении углубленно.
  • Экономия времени и средств. Опять же, сэкономленное время можно использовать более рационально. За это время можно заработать больше, чем составят затраты на наем специалиста, если правильно организовать рабочий процесс.
  • Облегчение организации рабочего процесса. Если руководитель часто сталкивается с различными трудностями при оформлении отпусков, больничных, необходимости уволить работника, то здесь все намного проще – заказчик может расторгнуть договор сразу же, если вторая сторона не справляется со взятыми на себя обязанностями. Если речь идет о штатном работнике, то иногда его бывает намного сложнее уволить. В данной же ситуации организация рабочего процесса, социальных гарантий – это уже дело руководства той компании, которая оказывает услуги аутсорсинга.

Его недостатки

Работники

Если говорить о изъянах, которые имеет подбор персонала аутсорсинг, то можно выделить такие пункты:

  • Работать руководитель вынужден с теми работниками, которых ему предоставит компания-партнер, а не которых он выберет сам.
  • Частая возможная замена тех специалистов, с кем приходится работать.
  • Доступ сторонних лиц к конфиденциальной информации компании.
  • Иногда довольно высокая стоимость услуг. Первоклассные специалисты требуют за свои услуги немало. При подобной форме отношений здесь потенциально заложена еще комиссия компании, которая является второй стороной договора, а не только зарплата этого специалиста.
  • Необходимость разъяснять рабочий процесс. Каждое предприятие имеет свои нюансы, особенности. Даже если был привлечен первоклассный специалист, то предварительно важно разъяснить специфику фнкционирования предприятия. Если же речь идет о штатных работниках, то они уже знакомы со всем этим.
  • Трудности решения споров. Если со своего штатного работника руководитель может что-то вычесть в случае недостачи, то здесь вопросы, при отсутствии мирного решения, могут быть решены только в судебном порядке.

Как ввести аутсорсинг персонала в организацию?

Поиск

Использовать услуги аутсорсинга важно с учетом особенностей деятельности. Речь идет не только о менеджерских особенностях, но также и о юридических. Чтобы правильно начать внедрять подобное ведение дел на предприятии, важно предварительно учесть некоторые особенности:

  • Контролировать выполнение указанных задач должен представитель компании. Даже если бухгалтерию ведет приглашенный работник, то это не снимает полностью всей ответственности с руководителя предприятия, которая в данном случае предусматривается на законодательном уровне.
  • Занимать руководящие позиции не должен приглашенный работник.
  • Изначально нужно доверить только небольшую часть обязанностей, постепенно увеличивая перечень доверенных работ и уровень ответственности.
  • С начала в договоре прописаны условия сотрудничества. Также весьма важно оговорить ответственность. Речь идет не только о прямо причиненном ущербе, но также косвенном (к примеру, если по вине приглашенного бухгалтера предприятию пришлось заплатить большой штраф или если маркетолог создал такую рекламу, которая подорвала имидж компании, спровоцировав падение продаж).
  • Предварительно, прежде чем заключать договор с компанией, нужно найти хотя бы отзывы. Если это крупная организация, давно работающая на рынке, то она не будет скрывать, с кем сотрудничала ранее. Руководство компаний-клиентов, в свою очередь, также практически всегда готово поделиться своими впечатлениями от взаимодействия.
  • После подписания соглашения сотрудников (тех, которые непосредственно будут связаны с рабочим процессом) необходимо проинформировать о том, кто и в каком объеме будет заниматься определенным участком работы. Необходимо уточнить, по каким вопросам можно обращаться к этому специалисту, оставить его контакты. Руководящий состав и тот отдел, где будет непосредственно задействован аутсорсинг персонала, необходимо ознакомить с основными пунктами заключенного соглашения, чтобы люди имели возможность при необходимости ссылаться на подписанное соглашение, требуя выполнения тех или иных обязанностей.

Важно уделить должное внимание надлежащему оформлению договора аутсорсинга. От этого, в случае возникновения спорных моментов, будет зависеть, удастся ли доказать наличие вины другого человека или ее отсутствие.

Образцы документов

Образец договора аутсорсинга

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий

Рассылка новостей

Подпишитесь на нашу рассылку. Только актуальные новости и измнения трудового законодательства!

Согласен на обработку ПДн

Получите бесплатную консультацию юриста

+7 (499) 938-45-19
Москва

+7 (812) 467-30-91
Санкт-Петербург

Подписывайтесь на нас в Fecebook