Индивидуальные трудовые споры

Между теми, кто дает работу и его подчиненными часто возникают разногласия, которые разрешить самостоятельно они не могут.  Порядок рассмотрения споров в области трудового законодательства определяется Трудовым кодексом и другими законами, принятыми для защиты прав трудящихся. Существуют органы, разрешающие подобные конфликты, в которые могут обращаться как руководство, так и сотрудники компании.

Что такое индивидуальный трудовой спор

Конфликты у руководства и подчиненных могут возникнуть как «один на один», так и между начальством и коллективом. В нашем случае понятие индивидуального трудового спора означает, что неразрешенный конфликт произошел между одним работником и работодателем. Спор может возникнуть по теме:

  • толкования законодательства в сфере трудовых отношений;
  • нарушение трудового соглашения и/или выполнения должностных обязанностей.

Трудовой спор

Любые трудовые споры индивидуальные признаются таковыми, только если между сторонами был заключен или должен быть заключен трудовой договор. Основные моменты, которые квалифицируют обычный конфликт именно как трудовой:

  • стороны конфликта в обязательном порядке должны состоять в трудовых отношениях (наличие трудового договора или неудачная попытка его заключения);
  • тема спора не должна выходить за пределы законодательства о труде (применение законов, условия соглашения между работником и его начальником, перемены в условиях труда;
  • конфликт подлежит разбирательству в уполномоченных органах (имеется в виду, что стороны обратились либо в суд, либо в КТС).

Разногласия на работе получают квалификацию «индивидуальный трудовой спор» с того момента, как одна из сторон (чаще всего это подчиненный) подает заявление в компетентные органы. В нашей стране рассматриваются индивидуальные трудовые споры специально созданной для этого комиссией или одним из территориальных судов. Проще говоря, ссора подчиненного и руководства превращается в индивидуальный трудовой спор только после того, как одна из сторон написала и подала заявление в КТС или в суд.

Прежде чем рассматривать порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, нужно разобрать, какие они бывают.

В зависимости от того, кем является руководство:

  • физическое лицо;
  • юридическое лицо.

По проблеме работника:

  • пытался устроиться на работу, но получил отказ;
  • работает фактически;
  • работал ранее.

Спор на работе

По тому, как споры разрешаются при обращении в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров:

  • обычный порядок – сначала трудовая комиссия, затем судебное разбирательство;
  • без предварительных заявлений в КТС сразу суд;
  • особый порядок – органы высшей подчиненности или суды.

Понятие рассмотрения конфликта включает в себя всю процедуру разбирательства по существу начиная от принятия заявления компетентным органом и до вынесения принятого решения. А в некоторых случаях – до того момента, когда заканчивается срок для обжалования решения.

Разрешение конфликта в КТС

По закону разрешение трудового конфликта допускается в комиссии по трудовым спорам.

Требования к тому, чтобы на каждом предприятии в обязательном порядке она была создана, ТК не устанавливает. Пожелание собрать заседание КТС может исходить как от руководства, так и от их подчиненных. Подобное предложение выражается письменно, иначе оно не будет иметь никаких правовых последствий. КТС собирается из представителей подчиненных и работодателя (число делегируемых людей с одной и другой стороны одинаковое). Работники выбирают свою половину состава КТС, собравшись всем коллективом (должно присутствовать не менее половины работников). Решение принимается путем голосования. Работодатель лично в комиссию войти не может. Для более объективной оценки сам руководитель не может войти. Его представителями также будут являться его подчиненные (с их письменного согласия). Работа КТС может быть организована как в пределах одного структурного подразделения, так и по предприятию в целом (соответственно, на собрание собираются или коллективом одного подразделения или всем коллективом).

Разрешение конфликта

Сотрудники, попавшие в состав КТС, могут не выполнять свои прямые обязанности, но средний заработок все равно получат. При сменном графике, разбирательство конфликта допустимо в свободное для человека время. Затраченные силы должны быть компенсированы (на усмотрение руководителя). Председателя, его зама и секретаря заседаний выбирают члены комиссии. У КТС должна быть своя печать, помещение – все организационные заботы ложатся на плечи работодателя.

В какие сроки можно обратиться

Согласно Трудовому законодательству, обратиться в КТС можно в течение трех месяцев. Отсчитывать этот срок необходимо с того дня, как человек обнаружил факт нарушения своих прав (или должен был обнаружить данный факт). В случае если человек не успел обратиться вовремя, комиссия не может отказать в приеме документов от «пострадавшего», на ее заседании будет рассмотрено – насколько уважительной является причина задержки подачи заявления.

В каком порядке принимаются решения

После принятия заявления от работника у членов комиссии есть 10 дней на разбирательство и вынесение вердикта. Заседание будет проведено в открытом режиме. То есть на нем может присутствовать хоть вся организация. Комиссия имеет право запросить у работодателя все необходимые документы, имеющие отношение к делу. На заседание могут быть приглашены свидетели. Результат рассмотрения представленных материалов определяется тайным голосованием путем подсчета большинства голосов.

Если мнение членов комиссии разделится на одинаковое количество, то решение не принимается, а работнику необходимо будет писать исковое заявление и идти в судебные органы.

Когда отказывают

Отказаться рассматривать обращение работника члены трудовой комиссии могут лишь в исключительных случаях. К ним относят:

  • отсутствие возможности изучить обстоятельства по существу дела и принять верное решение из-за недостаточных полномочий;
  • если вопрос обратившегося в КТС уже был рассмотрен в судебном порядке и судьей было принято решение – члены комиссии не могут отменить судебный вердикт;
  • если вопрос был рассмотрен в инспекции по труду РФ или в комиссии КТС, организованной коллективным собранием всего предприятия и по нему уже принято решение (решение КТС подразделения может быть оспорено в компетентных органах);
  • при условии, что аналогичное обращение уже поступило в КТС и находится на стадии рассмотрения (то есть ходить с одинаковыми заявлениями по нескольку раз не стоит).

Отказ будет правомерным в перечисленных выше случаях при условии, что работник обращается по одному и тому же конфликту, возникшему между одними и теми же сторонами.

Разрешение спора в судебном порядке

Весы, книга и молот

Согласно трудовому законодательству, рассмотрение индивидуальных трудовых споров может происходить не только с участием трудовых комиссий, но и в судебном порядке. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде, допускает, что с исковым заявлением могут обратиться не только работник/работодатель, но и представители профсоюза (или даже прокурор, при условии неправомерности действий комиссии по трудовым спорам).

Сроки обращения в суд

Согласно трудовому законодательству, судебный порядок рассмотрения трудовых конфликтов предусматривает различные сроки для подачи иска в различных ситуациях. Для незаконно уволенных время для обращения за защитой своих прав составляет один месяц. Отсчет начинается со дня получения на руки подчиненным приказа о прекращении трудовой деятельности или трудовой книжки. Или с того дня, когда работник отказался принять данные документы. Если работодатель хочет подать иск в суд на работника с целью возместить материальный ущерб, причиненный им предприятию, у него есть 12 месяцев.  Отсчет начинается со дня, когда о факте причиненного ущерба узнал работодатель. Такой же срок установлен и по искам о взыскании денег с работодателя. На все иные конфликты по работе установлен общий срок, равный трем месяцам. При наличии обстоятельств, признанных в суде уважительными, иск может быть принят и позже установленного срока.

В случае с обжалованием решения КТС, у работника есть всего 10 дней. В этом случае 10 дней не являются сроком исковой давности. Просто по прошествии их, решение комиссии вступит в законную силу.

Процедура рассмотрения дела

Если сказать вкратце о рассмотрении заявления в суде о конфликте между работником и работодателем, то необходимо выделить несколько основных этапов:

  • принятие иска – секретарь суда проверяет правильность заполнения заявления и достоверность представленных документов;
  • этап подготовки к судебному заседанию – проверяется достоверность описанных в иске обстоятельств, выясняется, как реально сложилась ситуация, определяются нормативно-правовые акты, которыми необходимо руководствоваться, определяется сотав участников и т.д. (на данную процедуру и дальнейшие действия судьей должно быть выписано определение);
  • непосредственно судебное разбирательство – предупреждение сторон об их правах, опрос свидетелей, рассмотрение представленных сторонами обстоятельств и объяснений, объяснения компетентных лиц (узкие специалисты, эксперты и т.п.);
  • вынесение решения.

Согласно законодательству Российской Федерации, с даты подачи иска до даты назначения судебного разбирательства не должно пройти более месяца.

Принятие решения, обжалование

Судья, оценив представленные доказательства и объяснения сторон, выносит решение по делу. Данное решение может быть обжаловано до того момента приобретения им законной силы. Этот срок составляет 1 месяц. Исключением являются дела по восстановлению незаконно уволенных людей. Восстановление на работе должно быть произведено сразу же после принятия такого решения судом.

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий