Дополнительные соглашения к Трудовому договору

Дополнительное соглашение к трудовому договору оформляется, если возникла необходимость пересмотра содержания договоренности, которая была достигнута ранее между работающим специалистом и его руководителем.

Возможность изменить договор и составить дополнительное соглашение закреплена в статье 72 ТК РФ.

Когда человека включают в штат компании, в обязательном порядке с ним подписывается договор о выполнении определенного вида труда. Такое правило установлено статьей 56 ТК РФ.

Специфика дальнейшей деятельности человека в организации, режим труда и объемы получаемого дохода не могут повлиять на выполнение указанного правила. Его выполнение является обязательным условием.

Записи

В самом документе должны быть отражены следующие моменты:

  • номер, день и место оформления договоренности;
  • сведения об обеих сторонах;
  • возможности и обязательства каждого заинтересованного;
  • ответственность;
  • размер оплаты;
  • распорядок трудового времени;
  • период действительности договоренности;
  • поводы к прекращению отношений.

Бумага подписывается главой организации и принятым человеком. Подпись руководителя заверяется печатью. Документ оформляется в количестве двух экземпляров, по одному для каждой стороны.

Как в деятельности компании, так и в жизни работающего могут возникнуть непредвиденные ситуации, которые потребуют внести изменения в содержание подписанного документа.

В таких обстоятельствах каждый должен уяснить:

  • что такое дополнительные соглашения;
  • в каких случаях допускается составление допсоглашения;
  • в какой форме составляется дополнительное соглашение к трудовому договору;
  • определены ли действующими положениями стандартные бланки дополнительных соглашений к трудовому договору;
  • необходимо ли разработать собственный образец дополнительного соглашения к трудовому договору;
  • как отменить дополнение к контракту, если оно было составлено неверно.

Указанные моменты крайне важны, поскольку любые изменения подписанного документа существенно меняют на всю договоренность в целом. Неверные шаги могут повлечь за собой обращения в судебные и надзорные инстанции.

В каких случаях необходимо соглашение?

Оформление поправок в ранее достигнутую договоренность может вносить как руководитель, так и работающий специалист. 

В случае с инициативой главы такое случается в основном по объективным причинам, возникновение которых требует пересмотра всего процесса функционирования организации.

Человек по большому счету выступает инициатором изменений по неожиданным личным обстоятельствам. Например, перемена фактического места проживания, прибавления в семье, ухудшения самочувствия.

Документы

Исходя из действующих положений ТК РФ, можно выделить следующие случаи, которые повлекут за собой перемены в деятельности работающего:

  1. Назначение на новую должность. Случается, такое в основном, когда изменяется численность работающих. Вводятся новые места либо урезаются уже имеющиеся.
  2. Изменяется объем перечисляемых денежных средств. Это может произойти, если организация несет убытки, или, наоборот, прибыль от деятельности стала расти.
  3. Меняется наименование отдельных должностей или структурных подразделений. Как и в первом случае это может произойти из-за изменения численности личного состава, либо перемен в структуре организации.
  4. Смена продолжительности трудового дня и очередности предоставления личного временного периода для отдыха и восстановления. Причинами может быть увеличение производственных объемов и расширение сферы деятельности компании.
  5. Пролонгация договоренности, если её действие ограничено временными рамками. Такое касается документа, подписанного на определенный промежуток времени.
  6. Изменение места расположения головного офиса компании или его отдельных филиалов. Такое может быть связано с возведением новых материальных объектов и увеличением количества направлений функционирования организации.
  7. Перемены в объеме исполняемых функциональных обязанностей специалиста. Это может быть вызвано как увеличением, так и уменьшением их числа.

Сами изменения могут дополнять содержание договоренности либо исключать некоторые моменты.

В большинстве указанных обстоятельств, за редким исключением, все изменяется по обоюдному соглашению работающего и руководителя.

Действующими нормами определены категории людей, которые могут отказаться от изменений. Например, будущие роженицы и лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста.

Основные реквизиты

Любое оформленное на бумаге изменение к рабочему договору, которое подписано заинтересованными сторонами, автоматически становится частью её нового содержания и носит официальный характер. В связи с этим такая бумага признается документом, имеющим силу действующего внутреннего положения.

Подпись

И как любой документ, она должна содержать определенные атрибуты, наравне с основной договоренностью. Такие данные отражены в статье 57 ТК РФ. К ним можно отнести:

  1. Номер документа. Он присваивается в порядке очередности фиксации в специальном учетном перечне. Такие списки ведутся практически в каждой инстанции, независимо от форм собственности и подчиненности.
  2. Место фактического подписания бумаги. Как правило, это головной офис компании, где располагаются специалисты, отвечающие за заполнения таких документов. Реже это может происходить в отдельных подразделениях по причине отдаленности производственных объектов и филиалов.
  3. День подписания изменений. Как правило, руководитель и человек подписывают договоренность одновременно.
  4. Данные о сторонах согласия. Как зовут, названия должностей, которые они занимают, сведения о личных документах, подтверждающие их полномочия. Нередко указываются места фактического нахождения обоих.
  5. Момент обретения документом силы, то есть с какого времени он начнет действовать.
  6. Личные росписи каждого и печать, которая удостоверяет подпись начальника.

Форма и содержание

Согласно требованиям статьи 72 ТК РФ, любые изменения к подписанному ранее документу должны быть оформлены в письменной форме. 

Изменения, применяемые к трудовому договору, можно условно разделить на три основных группы. Их особенности определяются смысловой нагрузкой, которую несут перемены:

  1. Намерение кого-либо дополнить содержание текста новыми пунктами. В таком случае нужно будет подробно расписать текстовку новых составляющих, а также указать их номера, под которыми они будут идти в основном тексте.
  2. Меняются формулировки отдельных положений документа. Здесь необходимо подробно расписать какие пункты изменяются, указав их номера. Затем отразить старое звучание и новый текст. Нередко такое может коснуться не только основной части, но и данных об обеих сторонах. Например, изменилось название организации, либо человек переехал жить в другое место или изменились его личные данные.
  3. Из договоренности исключаются некоторые моменты. Тогда необходимо будет отразить, что будет подвержено исключению. Здесь указываются номера пунктов, а также их содержание. В дополнении необходимо отразить обоюдное согласие, а также время, начиная с которого аннулированные места утратят свою действительность.

Правила составления

Как и любая официальная бумага, изменение оформляется по определенным правилам. Они определяются действующими общими положениями в сфере делопроизводства и практикой их реализации.

По своей структуре изменение должно быть сходным с основным текстом. Все, что будет внесено, должно быть выстроено в логической последовательности.

Человек и рука

Каждое новое введение должно стоять отдельно от других пунктов. Сокращения и исключения из текстовки недопустимы. Звучание отдельных фраз и даже слов должно быть полным.

Новые порядковые номера не должны нарушать общую структуру главного документа.

Если новые введения будут включены в середину содержания, то правильным будет оформить их в виде подпунктов. Допускается использование дополнительных цифр и букв алфавита.

Когда меняется практически весь текст документа, необходимо отразить, что заинтересованные лица будут использовать в своей деятельности новое содержание. Соответственно на прежнем документе должна стоять отметка соответствующего содержания. При таких обстоятельствах старый текст изымается у работающего, а взамен выдается новый.

Изменения оформляются в том же количестве, что и оригинал, и передаются работающему и руководителю.

Порядок учета и хранения

В каждой организации формируемые документы учитываются в специальных перечнях. Не исключение здесь и документация, связанная с рабочими договоренностями. На практике, чаще всего основной документ учитывается отдельно от вносимых изменений.

Сами учетные перечни могут вестись как на бумажных носителях в виде журналов и книг, так и в электронном виде, с использованием специальных компьютерных офисных программ. Если таковой не имеется, можно сформировать электронную учетную форму самостоятельно.

Для большего удобства в форме учета должны быть следующие графы:

  • порядковый номер, который одновременно будет и фиксационным;
  • дата составления бумаги;
  • её название;
  • краткое содержание текста;
  • момент передачи экземпляра работающему;
  • личная роспись получателя.

Также можно вписать сведения об аннулировании, утрате и передаче в архив на сохранение.

За сохранность документации такого рода отвечают специалисты, назначенные распоряжением руководителя. Как правило, это работники кадрового подразделения. Все бумаги помещаются в папки, которые в свою очередь будут находиться в оборудованных для этих целей местах.

Образцы документов

Дополнительное соглашение к трудовому договору

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий