Не все организации способны выжить в условиях постоянного конкурирования и бесконечных изменений экономического климата.
И даже такая социальная защищенная категория, как декретницы, подлежат также расторжению отношений. Но увольнение декретницы при ликвидации предприятия — это особая процедура, которая должна быть соблюдена для того, чтобы не усугубить и без того незавидное положение юрлица и не повлечь за собой судебные разбирательства и дополнительные штрафы.
Принятие решения о ликвидации предприятия
Полная ликвидация организации производится только тогда, когда шансов на ее рентабельность уже не осталось, либо в случаях, когда она достигла той конечной цели, ради которой собственно и была создана.
Закрытие юридического лица производится двумя основными путями:
- В принудительном порядке, если есть соответствующее судебное постановление. Такая практика весьма распространена при банкротстве. Тогда сначала в судебном порядке выносится решение о банкротстве, а за ним уже и выносится решение о закрытии предприятия.
- Добровольно, если такое решение принято советом директором, учредителями, акционерами или иными уполномоченными представителя.
Возможность добровольного закрытия юрлица всегда прописывается в учредительных документах, а также в Уставе самого предприятия.
Полное закрытие фирмы это сложный и трудоемкий процесс.
Он состоит из нескольких обязательных этапов:
- Принятие решения.
- Расчеты с кредиторами.
- Выплаты учредительных средств.
- Регистрация закрытия.
После того как решение было принято, либо получено судебное постановление о закрытии организации, создается специальная ликвидационная комиссия. В ее состав должны входить как представители руководящего состава фирмы, так и сторонние лица, которые обязаны проследить за легальностью процедуры и соблюдения всех требования и норм российского законодательства.
Комиссия разрабатывает план мероприятий, который поэтапно будет осуществляться на предприятии. В плане может прописываться, что увольнения будут производиться в несколько этапов или в один заход. В любом случае декретницы остаются в штате до самого конца, вплоть до полной ликвидации организации. Пособие им также выплачивается организацией, а уже после закрытия данная миссия возлагается на Фонд социального страхования.
Уведомление работницы
После того как решение о ликвидации было принято, а ликвидационная комиссия назначена, предприятие сообщает о выработанном плане в службу занятости. Данный орган обеспечивает дополнительную защиту увольняемым и наблюдает за легальностью предпринятых шагов. Более того на первом этапе именно служба занятости согласовывает и корректирует план действий. Кроме службы занятости, в процесс активно включаются и профсоюзный комитет. Хотя профсоюз и не может повернуть процедуру вспять, но именно он на месте должен стать гарантом прав работником и проследить, чтобы ни одного из них не уволили без пособия.
По трудовым нормам каждого сокращаемого сотрудника должны заранее уведомить о том, что он будет сокращен в связи с полной ликвидацией деятельности предприятия.
Уведомления должны содержать:
- Информацию о работодателе, а именно наименование организации и ФИО ее директора.
- Сведения о том, кому оно адресовано.
- Название бланка.
- В тексте прописывается основание прекращение отношений.
- Дата ликвидации предприятия.
- Дата расторжения договора.
- Подпись директора и печать организации.
- Ознакомление работника.
Уведомление содержит в тексте лишь крайние сроки увольнения, но никто не запрещает декретнице разорвать отношения ранее указанного срока. Сделать она это может по собственному заявлению, сообщив о своем намерении письменно. При этом она ничего не теряет, ей также полагается двухмесячное пособие, выплачиваемое при закрытии организации и все остальные компенсационные выплаты. К тому же она на руки получает документы, которые позволяют ей незамедлительно оформить получение дальнейшего пособия по уходу за ребенком в фонде социального страхования.
Уведомление может быть передано лично в руки или отправлено заказным письмом по почте. Главное, чтобы у работодателя обязательно было письменное подтверждение того, что бумага была вручена в соответствующие сроки. Документ рекомендуется составлять в двух экземплярах, на бланке работодателя должна быть проставлена ознакомительная роспись декретницы. Теоретически она может и не подписывать бланк, но фактически это ничего не меняет, так как предприятия все равно будет ликвидировано, а работники уволены.
Бланк уведомления должен быть вручен как минимум за два месяца до последнего дня работы или вернее действия договора.
Оформление кадровых документов
После того как уведомление вручено, а ознакомительная подпись под ним поставлена начинается следующий этап процедуры. Теперь работодатель должен подготовить приказ на декретницу, в котором будут прописаны нюансы расторжения соглашения.
Если работница принимает решение уволиться раньше указанного срока, то она должна сообщить об этом руководителю предприятия, но в целом процедура остается той же.
Приказ обязан содержать в себе сведения следующего характера:
- Наименование организации.
- Порядковый номер документа.
- Дата его издания.
- Название документа и краткое изложение его сути.
- ФИО увольняемой и ее табельный номер.
- Должность работницы, а также ее принадлежность к определенному структурному подразделению.
- Причиной для расторжения договора указывается статья 81 часть 1.
- В графу основания вносятся сведения о решении совета учредителей или полученном судебном постановлении о прекращении деятельности организации.
- Подпись руководителя.
- Ознакомительная подпись самой работницы.
Приказ издается на бланке установленного образца и заполняется в строгом соответствии с правилами.
Логично предположить, что декретница не ходит на работу, а находится дома, но работодатель должен изыскать возможность ознакомить ее с приказом под подпись. Это можно сделать, пригласив женщину в отдел кадров или отправив к ней курьера. Если работница, находящаяся в декрете по какой-то причине не желает подписывать приказ, выражая тем самым свое несогласие с последующим увольнением, то наниматель обязан засвидетельствовать факт отказа. Для этого составляется акт об отказе, который подписывается уполномоченным представителями.
Только на основании уже изданного приказа отдел кадров может приступать к своей части работы, а именно к оформлению всей кадровой документации.
Кадровый работник обязан внести записи в:
- Личную карточку работницы.
- Персональный лицевой счет.
- Трудовую книжку.
Во все документы копируются сведения, указанные в приказе, а также проставляется его номер и дата издания.
Внесение записи в трудовую книжку
Для внесения записи в трудовую книжку при увольнении декретницы по причине ликвидации следует обратить внимание на два важных аспекта:
- Она должна быть произведена на основании приказа и точно ему соответствовать. Никаких разногласий между данными приказа и сведениями, указанными в трудовой книжке быть не должно.
- Заполнение трудовой книжки по общим правилам должно производиться в день увольнения и не раньше. Внесенная ранее запись может повлечь за собой ряд нарушений. К примеру, работница имеет право передумать и уволиться ранее, чем ликвидируется предприятие. Хотя такая вероятность и крайне мала, она все же существует.
Заполнение данных в трудовой книжке должно производиться только кадровыми работниками и заверяться тем сотрудником, который собственно ее и внес.
Этот момент также крайне важен, потому что ответственность за неправильность или недостоверность данных будет нести именно подписавшийся.
В трудовую книжку поэтапно вписываются такие данные:
- Порядковый номер записи.
- Дата увольнения.
- Причина расторжения отношений «уволена в связи с ликвидацией».
- Ссылка на статью 81 часть 1 ТК РФ.
- Документ, который стал основанием для внесения записи, а также его номер и дату издания.
- Должность работника, который вписал сведения, его ФИО и личная подпись.
Все данные заверяются печатью организации.
Выплаты и компенсации
Когда ликвидируют предприятие, перед руководством стоит несколько глобальных задач и одной из самых важных является компенсирование ущерба, который наносится работникам в связи с потерей работы. Компенсация имеет четко установленные пределы и закреплена законодательными нормами.
Работодатель обязан выплатить каждому увольняемому:
- Его не выданную ранее заработную плату.
- Компенсацию за неотгулянный отпуск.
- Пособие в связи с ликвидацией.
Зарплата и отпускная компенсация — это стандартные выплаты, начисляемые при увольнении. А вот пособие по ликвидации это особый род выплат, которые направлены на поддержание уволенных в течение того времени пока они будут искать себе иную работу. Выплаты в связи с ликвидацией предприятия равняются двум среднемесячным зарплатам конкретного сотрудника.
Сотрудницы, находящиеся на момент закрытия организации в декрете, также получают все перечисленные суммы и двухмесячное компенсационное пособие. Для его расчета бухгалтерия вычисляет среднемесячный доход сотрудницы, который умножается на два. Данное пособие выплачивается с целью поддержать человека на момент поиска работы. И хотя декретницы по понятным причинам не могут пойти на работу в своем положении, им также данная выплата положена в том же объеме, что и иным работникам.
Существуют случаи, когда пособия могут быть не начислены, например, если судом установлено банкротство организации. Тогда выплаты производятся лишь в том объеме, который под силу руководству или работники увольняются вообще без него.
Банкротство не отменяет обязанности по выплате заработной платы и компенсации неотгулянных отпускных дней.
Судебная практика
Одинцовский городской суд Московской области рассмотрел дело по поданному иску на предмет неправильно внесенной записи в трудовую книжку.
Истица, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, была уволена с предприятия в связи с его полной ликвидацией. Уведомление о закрытии организации она получила вовремя, о чем соответствует данный документ и ее собственноручная подпись под ним. В указанную дату истец получила расчет, а чуть попозже почтовым отправлением ей доставили трудовую книжку и справку, которая позволяет ей подать документы в ФСС для дальнейшего получения декретных выплат. Между тем работодатель в трудовую книжку внес запись, несоответствующую действительности, а именно указал, что увольнение состоялось по инициативе работника и инициативе работодателя, сославшись на статью 81 часть 1 ТК РФ. Данную запись истец посчитала некорректной и просила изменить ее на соответствующую ситуации, так как никаких заявлений на увольнение она не писала. К тому же истец заявлял требование о взыскании моральной компенсации.
Рассмотрев все нюансы дела, суд установил изменить внесенную запись на «уволена в связи с ликвидацией предприятия» и выплатить истцу 5000 рублей в виде моральной компенсации.
Добавить комментарий