Увольнение декретницы при ликвидации организации

Не все организации способны выжить в условиях постоянного конкурирования и бесконечных изменений экономического климата.

При ликвидации организации увольнению подлежат все наемные лица без исключения.

И даже такая социальная защищенная категория, как декретницы, подлежат также расторжению отношений. Но увольнение декретницы при ликвидации предприятия — это особая процедура, которая должна быть соблюдена для того, чтобы не усугубить и без того незавидное положение юрлица и не повлечь за собой судебные разбирательства и дополнительные штрафы.

Принятие решения о ликвидации предприятия

Полная ликвидация организации производится только тогда, когда шансов на ее рентабельность уже не осталось, либо в случаях, когда она достигла той конечной цели, ради которой собственно и была создана.

Закрытие юридического лица производится двумя основными путями:

  1. В принудительном порядке, если есть соответствующее судебное постановление. Такая практика весьма распространена при банкротстве. Тогда сначала в судебном порядке выносится решение о банкротстве, а за ним уже и выносится решение о закрытии предприятия.
  2. Добровольно, если такое решение принято советом директором, учредителями, акционерами или иными уполномоченными представителя.

Возможность добровольного закрытия юрлица всегда прописывается в учредительных документах, а также в Уставе самого предприятия.

Ликвидация предприятия

Полное закрытие фирмы это сложный и трудоемкий процесс.

Он состоит из нескольких обязательных этапов:

  1. Принятие решения.
  2. Расчеты с кредиторами.
  3. Выплаты учредительных средств.
  4. Регистрация закрытия.

После того как решение было принято, либо получено судебное постановление о закрытии организации, создается специальная ликвидационная комиссия. В ее состав должны входить как представители руководящего состава фирмы, так и сторонние лица, которые обязаны проследить за легальностью процедуры и соблюдения всех требования и норм российского законодательства.

Комиссия разрабатывает план мероприятий, который поэтапно будет осуществляться на предприятии. В плане может прописываться, что увольнения будут производиться в несколько этапов или в один заход. В любом случае декретницы остаются в штате до самого конца, вплоть до полной ликвидации организации. Пособие им также выплачивается организацией, а уже после закрытия данная миссия возлагается на Фонд социального страхования.

Уведомление работницы

Увольнение декретницы в связи с ликвидацией предприятия подпадает под общую процедуру, но все же имеет и существенные отличия.

После того как решение о ликвидации было принято, а ликвидационная комиссия назначена, предприятие сообщает о выработанном плане в службу занятости. Данный орган обеспечивает дополнительную защиту увольняемым и наблюдает за легальностью предпринятых шагов. Более того на первом этапе именно служба занятости согласовывает и корректирует план действий. Кроме службы занятости, в процесс активно включаются и профсоюзный комитет. Хотя профсоюз и не может повернуть процедуру вспять, но именно он на месте должен стать гарантом прав работником и проследить, чтобы ни одного из них не уволили без пособия.

Работница и ребенок

По трудовым нормам каждого сокращаемого сотрудника должны заранее уведомить о том, что он будет сокращен в связи с полной ликвидацией деятельности предприятия.

Уведомления должны содержать:

  1. Информацию о работодателе, а именно наименование организации и ФИО ее директора.
  2. Сведения о том, кому оно адресовано.
  3. Название бланка.
  4. В тексте прописывается основание прекращение отношений.
  5. Дата ликвидации предприятия.
  6. Дата расторжения договора.
  7. Подпись директора и печать организации.
  8. Ознакомление работника.

Уведомление содержит в тексте лишь крайние сроки увольнения, но никто не запрещает декретнице разорвать отношения ранее указанного срока. Сделать она это может по собственному заявлению, сообщив о своем намерении письменно. При этом она ничего не теряет, ей также полагается двухмесячное пособие, выплачиваемое при закрытии организации и все остальные компенсационные выплаты. К тому же она на руки получает документы, которые позволяют ей незамедлительно оформить получение дальнейшего пособия по уходу за ребенком в фонде социального страхования.

Уведомление может быть передано лично в руки или отправлено заказным письмом по почте. Главное, чтобы у работодателя обязательно было письменное подтверждение того, что бумага была вручена в соответствующие сроки. Документ рекомендуется составлять в двух экземплярах, на бланке работодателя должна быть проставлена ознакомительная роспись декретницы. Теоретически она может и не подписывать бланк, но фактически это ничего не меняет, так как предприятия все равно будет ликвидировано, а работники уволены.

Бланк уведомления должен быть вручен как минимум за два месяца до последнего дня работы или вернее действия договора.

Оформление кадровых документов

После того как уведомление вручено, а ознакомительная подпись под ним поставлена начинается следующий этап процедуры. Теперь работодатель должен подготовить приказ на декретницу, в котором будут прописаны нюансы расторжения соглашения.

Если работница принимает решение уволиться раньше указанного срока, то она должна сообщить об этом руководителю предприятия, но в целом процедура остается той же.

Оформление кадровых документов

Приказ обязан содержать в себе сведения следующего характера:

  1. Наименование организации.
  2. Порядковый номер документа.
  3. Дата его издания.
  4. Название документа и краткое изложение его сути.
  5. ФИО увольняемой и ее табельный номер.
  6. Должность работницы, а также ее принадлежность к определенному структурному подразделению.
  7. Причиной для расторжения договора указывается статья 81 часть 1.
  8. В графу основания вносятся сведения о решении совета учредителей или полученном судебном постановлении о прекращении деятельности организации.
  9. Подпись руководителя.
  10. Ознакомительная подпись самой работницы.

Приказ издается на бланке установленного образца и заполняется в строгом соответствии с правилами.

Логично предположить, что декретница не ходит на работу, а находится дома, но работодатель должен изыскать возможность ознакомить ее с приказом под подпись. Это можно сделать, пригласив женщину в отдел кадров или отправив к ней курьера. Если работница, находящаяся в декрете по какой-то причине не желает подписывать приказ, выражая тем самым свое несогласие с последующим увольнением, то наниматель обязан засвидетельствовать факт отказа. Для этого составляется акт об отказе, который подписывается уполномоченным представителями.

Только на основании уже изданного приказа отдел кадров может приступать к своей части работы, а именно к оформлению всей кадровой документации.

Кадровый работник обязан внести записи в:

  1. Личную карточку работницы.
  2. Персональный лицевой счет.
  3. Трудовую книжку.

Во все документы копируются сведения, указанные в приказе, а также проставляется его номер и дата издания.

Внесение записи в трудовую книжку

Для внесения записи в трудовую книжку при увольнении декретницы по причине ликвидации следует обратить внимание на два важных аспекта:

  1. Она должна быть произведена на основании приказа и точно ему соответствовать. Никаких разногласий между данными приказа и сведениями, указанными в трудовой книжке быть не должно.
  2. Заполнение трудовой книжки по общим правилам должно производиться в день увольнения и не раньше. Внесенная ранее запись может повлечь за собой ряд нарушений. К примеру, работница имеет право передумать и уволиться ранее, чем ликвидируется предприятие. Хотя такая вероятность и крайне мала, она все же существует.

Заполнение данных в трудовой книжке должно производиться только кадровыми работниками и заверяться тем сотрудником, который собственно ее и внес.

Этот момент также крайне важен, потому что ответственность за неправильность или недостоверность данных будет нести именно подписавшийся.

Трудовая книга

В трудовую книжку поэтапно вписываются такие данные:

  1. Порядковый номер записи.
  2. Дата увольнения.
  3. Причина расторжения отношений «уволена в связи с ликвидацией».
  4. Ссылка на статью 81 часть 1 ТК РФ.
  5. Документ, который стал основанием для внесения записи, а также его номер и дату издания.
  6. Должность работника, который вписал сведения, его ФИО и личная подпись.

Все данные заверяются печатью организации.

Выплаты и компенсации

Когда ликвидируют предприятие, перед руководством стоит несколько глобальных задач и одной из самых важных является компенсирование ущерба, который наносится работникам в связи с потерей работы. Компенсация имеет четко установленные пределы и закреплена законодательными нормами.

Работодатель обязан выплатить каждому увольняемому:

  1. Его не выданную ранее заработную плату.
  2. Компенсацию за неотгулянный отпуск.
  3. Пособие в связи с ликвидацией.

Зарплата и отпускная компенсация — это стандартные выплаты, начисляемые при увольнении. А вот пособие по ликвидации это особый род выплат, которые направлены на поддержание уволенных в течение того времени пока они будут искать себе иную работу. Выплаты в связи с ликвидацией предприятия равняются двум среднемесячным зарплатам конкретного сотрудника.

Выплаты

Сотрудницы, находящиеся на момент закрытия организации в декрете, также получают все перечисленные суммы и двухмесячное компенсационное пособие. Для его расчета бухгалтерия вычисляет среднемесячный доход сотрудницы, который умножается на два. Данное пособие выплачивается с целью поддержать человека на момент поиска работы. И хотя декретницы по понятным причинам не могут пойти на работу в своем положении, им также данная выплата положена в том же объеме, что и иным работникам.

Существуют случаи, когда пособия могут быть не начислены, например, если судом установлено банкротство организации. Тогда выплаты производятся лишь в том объеме, который под силу руководству или работники увольняются вообще без него.

Банкротство не отменяет обязанности по выплате заработной платы и компенсации неотгулянных отпускных дней.

Судебная практика

Одинцовский городской суд Московской области рассмотрел дело по поданному иску на предмет неправильно внесенной записи в трудовую книжку.

Истица, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, была уволена с предприятия в связи с его полной ликвидацией. Уведомление о закрытии организации она получила вовремя, о чем соответствует данный документ и ее собственноручная подпись под ним. В указанную дату истец получила расчет, а чуть попозже почтовым отправлением ей доставили трудовую книжку и справку, которая позволяет ей подать документы в ФСС для дальнейшего получения декретных выплат. Между тем работодатель в трудовую книжку внес запись, несоответствующую действительности, а именно указал, что увольнение состоялось по инициативе работника и инициативе работодателя, сославшись на статью 81 часть 1 ТК РФ. Данную запись истец посчитала некорректной и просила изменить ее на соответствующую ситуации, так как никаких заявлений на увольнение она не писала. К тому же истец заявлял требование о взыскании моральной компенсации.

Рассмотрев все нюансы дела, суд установил изменить внесенную запись на «уволена в связи с ликвидацией предприятия» и выплатить истцу 5000 рублей в виде моральной компенсации.

Решение от 23 октября 2013 г.

Образцы документов

Запись в трудовой
Уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий