Как изменить фамилию в трудовой книжке

Изменение фамилии в трудовой книжке происходит, когда человек меняет свое гражданское состояние.

Согласно действующим правилам статьи 66 ТК РФ, личная рабочая книжка является основным документом, который отражает всю рабочую биографию. В ней указаны все временные периоды функционирования человека в компании, поводы к началу и окончанию рабочего взаимодействия, сведения о занимаемых должностях, а также мерах поощрения, которые применялись к работнику. Такая бумага, по сути, представляет собой основной источник информации, из которого берутся все необходимые сведения, необходимые не только при назначении на должность в новую организацию, но и в случаях расчетов финансовой поддержки в связи с выходом на заслуженный отдых.

Трудовые книги

Самым распространенным поводом для внесения поправок в трудовую при изменении гражданского состояния является создание новой семейной ячейки. Однако нередки случаи, когда такой причиной может послужить прекращение семейных отношений.

В таких случаях и возникает необходимость внесения исправлений о смене фамилии.

В каких случаях нужны изменения в трудовой книжке?

Действующие нормы предусматривают внесение изменений в трудовую в случаях неточностей и изменений личных данных работника.

Неточности могут быть следующими:

  • ошибки в правописании при заполнении бумаги;
  • неверные сведения о занимаемой должности или переводах на другое место;
  • неточные данные о поводах начала и окончания делового сотрудничества;
  • ошибочная информация о поощрениях и повышении уровня его квалификации;
  • неправильная дата появления на свет человека.

Что касается изменений данных личного характера, то в трудовой книжке исправления будут произведены в случае изменения фамилии после замужества.

Нередки случаи, когда трудовая книжка может быть дополнена какой-либо информацией, например, о новой полученной профессии или специальности работника.

В описанных ситуациях каждый заинтересованный обязан инициировать процедуру внесения поправок в личный рабочий документ, чтобы привести его в соответствии с реальными данными.

Перечень необходимых документов

Данные трудовой книжки претерпевают изменения при обнаружении ошибок или перемен в жизни человека, в том числе и при смене фамилии.

Документы

Однако внесение исправления в трудовую просто так, например, со слов владельца документа либо по личному намерению руководителя недопустимо. Любую ситуацию необходимо обосновать документально.

Официальные письменные сведения можно получить в инстанциях, в компетенцию которых входит суть вопроса, в том числе и смена гражданского состояния человека.

Чтобы внести поправки и дополнения в данные о полученном образовании или специальности нужно представить соответствующий документ из образовательного учреждения. Таковым является диплом либо удостоверение установленного образца. В случае с изменением личных данных, заинтересованному человеку нужно будет предоставить официальную информацию из инстанции, отвечающей за решение вопросов подобного характера. Сама информация может быть в виде нового личного документа, данных о создании семейного союза или о прекращении отношений, подтверждение факта ухода из жизни близкого, которые послужили поводом для смены в том числе и фамилии.

Порядок внесения изменений

Смена фамилии в трудовой книжке, как и поправка любой другой записи, происходит в строгом соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках» и Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 года № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».

Прежде всего, все поправки должны соответствовать данным представленных новых документов, их оригиналам или заверенным копиям.

Инициировать такую процедуру может как работающий, так и руководитель. Поводом может служить новый документ, который представлен человеком, либо завершение мероприятия, которое запланировано руководителем, например, окончание обучения трудящегося.

Действия работника

Чтобы изменить фамилию в рабочей книжке, человек должен обратиться к начальнику по месту осуществления своей профессиональной деятельности.

Заполнение документов

Действующие нормы не установили способ такого обращения. Однако на практике правильным будет оформить письменное ходатайство. Такой подход исключит риск уклонения начальника от исполнения своих обязательств. К составленной просьбе нужно приложить документальное обоснование своей позиции. Как было указано, таким обоснованием может быть оригинал или удостоверенная копия бумаги.

Все поправки вносятся в организации, где была допущена неточность. Также человек может обратиться к руководителю компании, в штат которой он включен. Отказ инициатору в удовлетворении просьбы не допускается.

Если произошла перемена владельца организации, то все необходимые мероприятия будут осуществляться новым учредителем.

Когда компания прекратила свое существование, исправления будут внесены по новому месту функционирования.

Действия работодателя

По общим правилам исправить запись в трудовой, в том числе и об изменении фамилии человека, состоящего в новом браке, может и сам руководитель.

У работодателя

Такой правильный подход нужно применять для того, чтобы упорядочить документацию и избежать ошибок в последующем, например, при начислении заработанного или оформлении пенсии уходящему на заслуженный отдых. Иногда компания может столкнуться с ситуацией, когда доход перечислялся человеку, у которого изменились личные данные, а в финансовой документации, носящей характер строгой отчетности, указаны устаревшие сведения о получателе, то есть деньги перечислялись совершенно другому человеку.

В таких ситуациях обращение работника не будет являться обязательным условием.

Руководитель имеет полное право, издав соответствующее распоряжение, дать указания кадровым специалистам организации внести необходимые поправки. Для этого можно даже делать запрос в компетентные инстанции, чтобы документально обосновать свои действия.

Как оформить изменения в трудовой книжке?

Чтобы поменять информацию в личной рабочей книжке, нужно выполнить ряд несложных действий:

  1. Иметь в наличии бумаги необходимые для этого – обращение работника, распоряжение руководителя, документальное обоснование последующих действий.
  2. Передать все имеющееся кадровым специалистам.
  3. Сами поправки в трудовую книжку вносятся с использование ручки пастой фиолетового, синего или черного цвета. Другие цвета не допускаются.
  4. Неверная запись должна быть аннулирована. Она перечеркивается одной чертой. Вносящий поправки специалист указывает поводы для отмены, полное наименование своей должности и ставит личную роспись.
  5. Затем вносится новая запись. Она должна быть полной, сокращения и исключения слов из фразы не допускаются. Поправку также подписывает лицо, которое их внесло.
  6. Все пометки заверяются печатью компании.

Любые поправки может подписать и руководитель. Действующие нормы этого не запрещают. В основном такое практикуется в организациях с малой численностью работников либо индивидуальными предпринимателями.

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий