Оскорбление на рабочем месте

Многие люди сталкиваются с оскорблением на рабочем месте не только со стороны начальства, но и со стороны коллег.

Мало кто обращается к правосудию со стороны государства, чтобы наказать злодея. Это очень щепетильная тема для дискуссии. Поэтому многие просто терпят и продолжают выполнять должностные обязанности на своих рабочих (служебных) местах. Для этого существует административный кодекс и закон, который одинаков для всех слоев населения.

Что считается оскорблением

Оскорбление на рабочем месте – это любое унижение другого лица. Будь то публичное или оскорбление, нанесенное одним человеком другого. Бывает много видов нанесения оскорбления (унижения) другой личности: начиная от социальных сетей, заканчивая рабочим местом. Например, оскорбления подчиненного со стороны начальства. Оно может выражаться в нескольких моментах:

  • руководитель (сотрудник) имеет цель унизить и оскорбить работника, будь то личная неприязнь или ради карьерных амбиций;
  • действия обидчика в виде неприличных жестов, не обремененные словесным сопровождением.

Оскорбление

В этом случае должен присутствовать виновник и потерпевший. К примеру: на рабочем месте не конкретному человеку, а в адрес организации (офиса, конторы, фирмы, и т.д.) прозвучало оскорбление, то оно не считается личным. Если оскорбление будет адресно направлено конкретному рабочему (сотруднику), то это деяние можно расценить как непосредственное оскорбление и повод привлечения обидчика для судебных или иных споров. Но очень важно как произошло само злодеяние. Они могут быть такими:

  • неприличные выражения (нецензурная брань, мат);
  • вторжение в личное пространство (нежелательное и бесцеремонное без согласия потерпевшего);
  • недвусмысленные жесты;
  • сравнение с насекомыми, растениями, животными, предметами, со всем, что задевает честь и достоинство личности;
  • любые физические действия, которые могут повлечь за собой снятия одежды с пострадавшего.

То есть, работодатель в адрес подчиненного высказался не конкретно к его личности, а к плохо выполненной работе – это не является оскорблением, даже если замечание было сделано на повышенных тонах. Также нужно учитывать, что каждый человек воспринимает оскорбление по-разному. Один пропустит мимо ушей и не обратит внимания, а другой может замкнуться в себе, перенервничать, расстроиться и т.п. Данная оценка дается для понимания подсчета морального ущерба.

Ответственность

Ответственность на обидчика накладывается в виде штрафных санкций. Штрафные санкции разделяются по наложению на физических и юридических лиц. Все виды претензий по поводу хамства, оскорблений, нецензурной брани решаются в мировом суде. Именно мировой судья определяет степень ответственности виновника правонарушения.

Штрафные санкции на физическое лицо:

  • от 1000 руб. до 3000 руб.;
  • на публике, через СМИ, фильмы, книги, песни – от 3000 руб. до 5000 руб.

Штрафные санкции на должностное лицо:

  • от 10000 руб. до 30000 руб.;
  • на публике, через СМИ, фильмы, книги, песни – от 30000 руб. до 50000 руб.;
  • если не воспользовался возможностью пресечь противоправное деяние – от 10000 руб. до 30000 руб.

Штрафные санкции на юридическое лицо:

  • от 50000 руб. до 100000 руб.;
  • на публике, через СМИ, фильмы, книги, песни – от 100000 руб. до 500000 руб.;
  • если не воспользовался возможностью пресечь противоправное деяние – от 30000 руб. до 50000 руб.

Размер штрафа будет зависеть от отягощающих обстоятельств, таких, например, как публичность совершенного деяния.

Если оскорбление человека сопровождается еще и угрозами в его адрес или в сторону его близких, сумма штрафа может быть значительно увеличена. Угрозы попадают уже под уголовную ответственность.

Условия привлечения к ответственности

Для того чтобы наказать правонарушителя, необходимо подать заявление прокурору. Затем оно будет передано на рассмотрение мировому судье. Основными условиями будет являться:

  • наличие умысла;
  • совершенное противоправное деяние должно быть выражено словами/жестами, носящими нелицеприятный характер, в грубой форме;
  • оскорбления должны быть адресованы конкретной личности (группе лиц), а не носить общий характер;
  • необходимы доказательства.

Привлечение к ответственности

Например, чтобы доказать, что вас оскорбили через одну из социальных сетей, необходимо зафиксировать факт нарушения гражданских прав через нотариуса. При наличии всех условий в совокупности за оскорбление на рабочем месте (и за его пределами) наказан может быть не только коллега, но и начальник, и клиент/посетитель/заказчик/поставщик и т.п.

Составление жалобы

Как правило, люди с жалобой подобного характера обращаются в мировой суд. Но это не совсем верно. Суд в большинстве направляет дело в районную прокуратуру или вовсе отказывает. Не надо забывать закон о клевете. Как известно, это уже не административное правонарушение, а уголовное. Уголовная ответственность за нанесение оскорбления сохранилась только в случае совершения данного противоправного деяния в отношении должностного лица при исполнении. Поэтому требуется грамотно составить заявление, бес преувеличений и по факту, иначе обращение в инстанции может обернуться против истца.

Для правильного составления жалобы в прокуратуру нужно оценить имеющиеся доказательства и конкретные факты, не стоит забывать и про свидетелей. Это поможет привлечь обидчика к административной ответственности и степени его виновности.

Основные требования к составлению обращения в компетентные органы:

  • Необходимо правильно сообщить свои данные, фамилию, имя, отчество. Дату рождения, обратный адрес и телефон. Если не будет обратной связи прокуратура/суд вправе не рассматривать данное обращение. Чем больше контактов оставляет заявитель, тем быстрее с ним свяжется помощник прокурора ответственный за данное дело.
  • Чем больше будет фактов и описания состава правонарушения, тем быстрее будет принято решение о передачи материала в мировой суд.
  • Также стоит обратить внимание на чёткое и грамотное (по смыслу) составление обращения. В противном случае прокуратура имеет право отказать в письменном виде по обратному адресу без рассмотрения дела.
  • Требуется правильно написать, где территориально произошёл факт, в котором обидчик посмел оскорбить потерпевшего. Будет произведена проверка. Если произошедший инцидент произошёл не на территории районной прокуратуры, то материал будет переадресован по месту. Вам обязаны сообщить об отправке заявления в другое отделение данной инстанции.
  • К документам необходимо приложить все имеющиеся виды доказательств. Они бывают разнообразные: в письменном виде, в аудиозаписи, видеозаписи, пояснение очевидцев. Но если обратившийся гражданин знает данные ответчика, то прокурор может дать поручение местным правоохранительным органам опросить обидчика и других лиц участвующих в материале.

Важно знать, что заявление можно подать онлайн. Составление по такому же принципу.

Подача жалобы

Жалоба (оно же заявление) о личной обиде оскорбительного характера, пишется в простой, свободной форме.

Но есть обязательные параметры для его подачи. Необходимо при обращении в правовые инстанции написать в нескольких экземплярах. Первый, подает для введения дела в органы. Второй потерпевший заверяет его штампом, в котором указана дата приема обращения, его номер. Не стоит забывать о том, что должны быть указаны данные должностного лица, принимавшего заявление.

Судебная практика

Решение Алтайского Краевого суда на практике доказывает, насколько сложно доказать факт нанесения оскорбления на рабочем месте. Даже если имеются свидетели правонарушения, не всегда они соглашаются давать правдивые показания. Истец прошла четыре инстанции и везде получила отказ. В результате никакой справедливости, только затраты на государственную пошлину за проведение судебных разбирательств.

Решение от 12 октября 2016 г. по делу № 21-711/2016

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий