Обходной лист при увольнении

При увольнении работника иногда просят заполнить обходной лист, и при требовании его предоставления могут возникать конфликты.

Работодатель иногда вообще отказывается выполнять расчёт до того, как он будет предоставлен, но обязателен ли обходной лист при увольнении?

Что сказано на этот счёт в законодательстве, как должен быть составлен и заполнен обходной лист в тех случаях, когда он всё-таки нужен?

Обходной лист при увольнении

Обходным листом называют специальный бланк, заполняющийся в различных отделах компании, где трудился уходящий работник. Подписи ответственных лиц в нём подтверждают, что он не имеет никаких задолженностей перед их отделами. Документ должен быть выдан работнику перед увольнением, он сдаётся заполненным перед расчётом. С этим могут возникнуть сложности, поскольку вовремя сдать всё необходимое и обойти все службы не всегда можно успеть.

Работник с листом

Законодательное регулирование

Трудовым законодательством не устанавливается необходимость заполнения должностного листа при увольнении. Даже если работник является материально ответственным, то он не понесёт дисциплинарной ответственности именно за отказ оформлять обходной лист, поскольку такого понятия в ТК нет.

Однако есть исключение, но оно касается лишь служащих государственных предприятий, функционирующих в соответствии с собственными нормативными актами, в которых указано на необходимость его сдачи сотрудником.

Правомерность документа и требований к нему

Обходной лист при увольнении – какова правомерность требований руководства по его обязательному заполнению? Нередко руководство непременно требует заполнить лист, иногда даже следуют угрозы задержать расчёт, а то и не выдавать трудовую книжку до того времени, как он будет оформлен. Часто работнику в таких ситуациях проще не спорить, в особенности если долгов нет, а заполнить документ может получиться непосредственно в день увольнения.

Но стоит знать, что такого рода требования со стороны работодателя неправомерны – указаний на обратное в Трудовом кодексе не содержится. При этом его статья 137 указывает, что удерживать зарплату можно лишь в оговорённых законодательством случаях. Это значит, что если работодатель не выполняет расчёт из-за того, что не был предоставлен обходной лист, и тем более не выдаёт по этой причине трудовую книжку, всегда можно заявить об этом в Трудовую инспекцию или в суд, ведь подобные действия со стороны работодателя относятся к административным правонарушениям. При этом на очень многих предприятиях обходные листы практикуются, и пока компания не начала применять к сотруднику мер за отказ их заполнять – это вполне нормальная практика. А если происходит задержка выплат или выдачи трудовой, налицо нарушение прав работника.

Нужно запомнить главное – законодательством обходной лист не требуется, его заполнение работник выполняет по собственному желанию и, если такое желание отсутствует, никаких мер по задержке заработной платы или невыдаче трудовой книжки компания-работодатель предпринимать не может.

Если она имеет материальные претензии к работнику, то их необходимо будет разбирать отдельно, обращаясь в соответствующие инстанции. Возможно и удержание недостачи с тех средств, что компания должна выплатить при расчёте, однако тогда потребуется составить акт инвентаризации, из которого будет явствовать недостача.

Девушка держит листы

Работодателю же следует обратить внимание на то, чтобы все положения относительно этого документа были внесены во внутренние нормативные акты компании, чтобы уже при приёме на работу сотрудник согласился с тем, что будет заполнять обходной лист впоследствии. Это необходимо именно из-за того, что его заполнение согласно законодательным нормам не является обязательным. И даже если все соответствующие бумаги были подписаны при приёме на работу, всё равно недопустимым будет давление и угрозы невыдачи трудовой, поскольку при обращении сотрудника в государственные органы неприятности компании гарантированы.

Есть ещё один ход, на который иногда идут: можно поручить сотруднику оформить обходной лист уже при приёме на работу, и таким образом сразу провести опись средств, к которым он получит доступ. Вместе с тем заполнение документа поможет лучше изучить структуру компании и познакомиться со всеми ответственными лицами. Поскольку от желания сотрудничать в этом вопросе будет напрямую зависеть принятие на работу, обычно от заполнения не отказываются. И он станет хорошей базой: затем, при увольнении, его наличие позволит быстрее разобраться с вопросами возврата ценностей и решить возможные споры. Если в организации есть практика обходных листов при поступлении на работу, то её следует отразить в трудовом договоре.

Что касается сотрудников отдела кадров, то при возникающих конфликтах между руководством и сотрудниками по поводу сдачи обходных листов стоит предупредить руководителя о том, что законодательство не накладывает на работников обязательств по их оформлению, и что если задерживать расчёт или выдачу документов до его оформления, то можно понести ответственность. Лучше всего подать такое предупреждение в письменном виде, и так снять с себя ответственность.

Назначение и цели составления документа

Несмотря на сказанное ранее, бесполезным для самого работника этот документ не назвать, и иногда имеет смысл его заполнить. Назначение обходного листа служит доказательством, что всё материальное имущество, принадлежащее организации и служившее для выполнения работы, было сотрудником сдано полностью и в надлежащем состоянии, либо же он погасил долги за его порчу. Таким образом, после того, как обходной лист заполнен при увольнении, руководство не сможет предъявить к работнику претензии.

Ещё одной целью составления обходного листа может стать передача дел преемнику. Не всегда, но в некоторых случаях в форму добавляется передача ему документов и дел, что упрощает процесс и позволяет избежать возможных претензий со стороны руководства.

Составление документов

Наконец, заполненный лист подтверждает, что гражданин больше не использует имущество компании и, если в дальнейшем с тем имуществом, что он использовал ранее, произойдут какие-либо неприятности, то он уже не будет ответственен за них. В ином случае этот может стать спорным вопросом.

Информация, содержащаяся в листе

Поскольку законодательство вообще не регулирует вопрос обходных листов, то естественно, что и стандартной формы для них не предусмотрено. Но она может быть принята в самой компании. Образец обходного листа прилагается к статье, обычно приняты примерно такие. Что же должен содержать документ?

  1. ФИО и должность работника.
  2. Наименование организации-работодателя.
  3. Дату увольнения.
  4. Список сотрудников, подписи которых необходимо собрать.
  5. Число, в которое было завершено заполнение листа.
  6. Подпись руководителя организации, свидетельствующую, что документ принят.

В целом структура достаточно проста. Что до подписей, то обычно необходим отдельный сбор подписей уполномоченных сотрудников для подтверждения, что:

  • были переданы материальные ценности, принадлежащие компании;
  • сдана отчётность о работе;
  • сданы пропускные документы;
  • сданы ключи от кабинетов.

В зависимости от специфики работы, к этому может добавляться необходимость собрать и другие подписи.

Порядок заполнения обходного листа

Сначала необходимо получить его в отделе кадров, после чего его оформление выполняется согласно внутреннему распорядку предприятия, для сбора подписей необходимо будет обойти всех ответственных лиц. Порядок, в котором должностные лица будут ставить подписи, неважен.

Как только заполнение завершено, и все печати проставлены, лист должен быть передан обратно в отдел кадров, где он будет утверждён и подшит. Срок его последующего хранения может длиться до 3 лет. Если выявилась задолженность определённого характера, то необходимо будет погасить её, если это вещи, то нужно либо вернуть их, либо компенсировать их стоимость.

Образцы документов

Обходной лист

Добавить комментарий

Рассылка новостей

Подпишитесь на нашу рассылку. Только актуальные новости и измнения трудового законодательства!

Согласен на обработку ПДн

Подписывайтесь на нас в Fecebook

Получите бесплатную консультацию юриста

+7 (499) 938-45-19
Москва

+7 (812) 467-30-91
Санкт-Петербург