Увольнение директора по собственному желанию

Увольнение по собственному желанию генерального директора встречается не так часто, но иногда случается. В основном это происходит, когда руководитель больше не видит для себя смысла взаимодействовать с компанией или считает условия функционирования крайне невыгодными для себя.

Деятельность руководителя организации любого уровня оговорена в главе 43 ТК РФ. В том числе там определены варианты окончания профессионального взаимодействия.

Реализовать намерение уволиться по собственному желанию любой генеральный директор может в рамках статьи 280 ТК РФ. Указанный способ очень схож с обычным прекращением отношений. Все дело в том, что процедура увольнения директора ООО по собственному желанию представляет из себя процесс окончания рабочих отношений человека с работодателем. Директор ООО является таким же наемным сотрудником, как и любой другой специалист. Безусловно, деятельность руководителя организации имеет свои отличительные особенности, а его функциональные обязательства имеют массу нюансов. Поэтому в действующих нормах содержатся отдельные условия, которые обуславливают специфику деятельности руководителя организации.

Увольнение директора

Прежде всего, отличие руководителя организации от обычного специалиста заключается в том, что последний отвечает только за качество своего функционирования и полноту исполнения взятых на себя обязательств. В свою очередь генеральному директору приходится отвечать за действия каждого работающего. Организовывать труд всех специалистов, обеспечивать их нормальное деловое взаимодействие. Не допускать случаев самоустранения и недобросовестности со своей стороны и со стороны подчиненных. Именно по таким критериям и дается оценка директору ООО, как специалисту.

Еще одной особенностью являются стороны такого взаимодействия. Если для обычной договоренности характерны претендент и работодатель, в роли которого выступает глава компании, то с функционированием руководителя организации все несколько иначе.

Работодателем в таких ситуациях будут выступать учредители организации. То есть люди, создавшие компанию, те, кто вложил свои личные финансовые средства в реализацию проекта. Именно они подбирают человека должность главы. Такой подбор может происходить разными способами. Заинтересованные лица могут разместить информацию в структурах по занятости либо избрать кандидата из своего круга на общем собрании.

Когда директор намерен уволиться по собственному желанию, ему придется столкнуться с решением ряда актуальных вопросов:

  • возможно ли в принципе увольнение генерального директора ООО по собственному желанию;
  • чем определен порядок увольнения генерального директора по собственному желанию;
  • каким образом реализуется процедура увольнения генерального директора по собственному желанию.

Указанные моменты крайне важны, так как увольнение директора ООО по собственному желанию может повлечь за собой серьезные проблемы для компании в целом. Отсутствие главы накладывает негативный отпечаток на функционирование организации, что может отрицательным образом отразиться на финансовом положении компании и как следствие каждого работающего.

Уведомление о расторжении трудового договора

Согласно правилам статьи 280 ТК РФ, процесс увольнения руководителя начинается с информирования другой стороны о своем намерении уйти. 

Определен временной промежуток такого уведомления. Он составляет один месяц до ухода. В отличие от обычного человека, который обязан сообщить работодателю о желании прекратить взаимодействие за две недели, уход руководителя по собственному желанию, в большинстве случаев может состояться только через один месяц. Причем в данном случае речь идет о фактическом, а не календарном промежутке.

Подписи документов

Более длительный период ухода определен не просто так. Все дело в том, что профессиональная деятельность любого начальника касается не только его одного. Она охватывает работу каждого и функционирование организации в целом.

Для того чтобы увольнение руководителя состоялось в желаемый срок, необходимо выполнить определенную последовательность действий. Прежде всего необходимо провести устную беседу и выяснить истинные причины такого намерения.

Самой важной составляющей мероприятий такого характера является внутренняя проверка работы начальника.

Прежде всего, будет изучено получение и расходование средств. Для этого проверяется вся документация, касающаяся проведения денежных операций. Из этого будет понятно – имел ли место ущерб для АО. Зачастую желание уйти связано с тем, что были допущены нарушения в бухгалтерской политике, и чтобы избежать, ответственности человек пытается попросту уйти.

Следующим шагом станет анализ сохранности имеющихся на балансе организации материальных объектов. Сюда могут относиться:

  • здание офиса компании;
  • автомобильный транспорт;
  • компьютерная техника;
  • бытовые системы, газоснабжение, отопление, освещение, электричество.

Все указанное должно быть не только в наличии, но и пригодным для дальнейшего использования по назначению.

Такое комплексное изучение требует не только массу времени. Необходимо будет привлекать большое количество людей, отвлекая их от исполнения основных обязательств. Также не исключается возможность привлечения специалистов из сторонних, экспертных структур. Такое практикуется, для того чтобы избежать предвзятого отношения к человеку. Случаи конфликтов между подчиненным и начальником – не редкость. Некоторые могут специально саботировать деятельность главы, по причинам личного неприязненного отношения.

Для этого и определен такой большой промежуток. Он позволяет детально во всем разобраться.

Проведение общего собрания учредителей

Перед тем как уволить директора ООО по собственному желанию, практически всегда проводится общее обсуждение среди собственников.

Хозяйственные общества практикуют такое постоянно. Решение о назначении кандидата на должность главы организации принимается в ходе совместного обсуждения всеми собственниками компании. Это происходит потому, что каждый из них вкладывает свои деньги в совместный проект и поэтому имеет право голоса. Соответственно и решение о прекращении взаимодействия с начальником тоже должно быть коллегиальным.

Собрание учредителей

В ходе общего обсуждения необходимо выяснить у самого инициатора ухода причины, по которым он увольняется. Не всегда такое желание вызвано имеющимися нарушениями. Нередки случаи, когда человек выполняет больший объем обязательств, чем было оговорено изначально.

Может случиться так, что кто-либо из работающих сам рассчитывал стать начальником, пытаясь использовать родственную связь с кем-либо из собственников. И когда такое стремление реализовано не было, начал создавать проблемы для организации, пытаясь тем самым дискредитировать главу. Такое тоже может выявиться в процессе обсуждения.

Возможен сценарий, когда начальник сам видит негативное отношение со стороны коллектива из-за своего отношения и понимает, что лучший выход – это увольняться.

Поэтому действующие нормы дают возможность коллегиального обсуждения собственникам, а исходя из сложившейся практики, это просто необходимо сделать, чтобы избежать проблем в будущем.

По действующим нормам после окончания общего обсуждения следует оформление протокола.

Следует отметить, что деятельность компаний регулируется не только нормами ТК, но и другими положениями. Не исключение здесь и оформление документации различного характера.

В статье 181.2 ГК РФ определены общие правила закрепления итогов общего обсуждения.

В самом процессе должно участвовать не менее половины от общего числа собственников. Результат будет достигнут, если положительный ответ дало большинство присутствующих, то есть половина плюс один голос.

Действующие положения допускают заочное волеизъявление, суть которого заключается в том, что собственники могут не собираться, а выразить свое намерение путем передачи составленных карточек, которую лично подписывает каждый участник.

Такое практикуется, если учредители живут достаточно далеко друг от друга и не имеют возможности собраться вместе.

Сам проток составляется секретарем и подписывается им, и председателем собрания. В такой бумаге должны быть указаны:

  • наименование компании и ее месторасположение;
  • кто председатель и секретарь;
  • объем финансов, находящихся в собственности;
  • дата и место прохождения обсуждения;
  • сведения об участниках;
  • итоговый результат;
  • сведения о подсчитывавших голоса;
  • данные о тех, кто дал отказ.

Учредители

Нередки ситуации, когда компанию основывал один человек, в таком случае в итоговом документе будет отражено следующее:

  • данные личного документа собственника;
  • название и адрес организации;
  • сумма капитала;
  • информация о беседе с инициатором;
  • суть принятого решения.

В случае заочного волеизъявления надо отразить:

  • дата принятия карточек, отражающих пожелания собственников;
  • сведения о составителях;
  • результат;
  • данные о подсчитывавших.

Издание приказа об увольнении

За оформлением протокола следует издание приказа об увольнении директора филиала. Это будет основанием для прекращения отношений, внесения отметки в личный трудовой документ и выплаты завершительного расчета. Но в ситуации с начальником, он, по сути,  должен будет подписать распоряжение сам на себя.

Независимо от своих должностных полномочий, начальник является наемным лицом. По этой причине его деятельность, как работающего оговорена в ТК РФ. Однако не стоит забывать, что деятельность любой компании регулируется и другими нормами.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 8 февраля 1998 года № 14 «Об ООО», глава компании является основным исполнителем.

В его полномочия входят следующие возможности:

  • быть представителем компании;
  • доверять такое представление другим работающим, по специальной бумаге;
  • совершать сделки от имени компании;
  • подписывать приказы о начале и прекращении рабочих отношений с людьми, применении мер воздействия и поощрения к специалистам.

Действующие нормы не оговаривают каких-либо исключений, касающихся подписаний приказов в том числе и связанных с профессиональными отношениями. Таким образом, каким бы странным это ни казалось, распоряжение об уходе начальник, впоследствии уволенный, будет подписывать сам на себя.

Такое условие вытекает и из норм ТК. Все дело в том, что рабочий обладает всеми полномочиями весь период функционирования, включая день ухода. Следовательно, даже на уходящем главе лежит обязательство подписания всех распоряжений.

Написание приказа

Иногда может случиться так, что начальник временно отсутствует и не может подписать распоряжение. Такую проблему можно решить следующими способами:

  • выдать доверительный документ на другого человека;
  • предусмотреть в содержании функциональных обязательств, например, заместителя подписывать документацию в таких случаях;
  • включить такое правило во внутренние положения компании;
  • такой человек может быть назначен в ходе обсуждения ходатайства об уходе.

Приказ оформляется на стандартном бланке, который изготавливается типографским способом. Но можно использовать и обычный лист офисной бумаги.

В любом случае в тексте должна быть отражена следующая информация:

  • полное название организации;
  • банковские реквизиты;
  • дата и номер оформления;
  • название бумаги, отражающее содержание;
  • данные о достигнутой ранее договоренности о взаимодействии;
  • день ухода;
  • как зовут уходящего;
  • повод для ухода;
  • поданное ходатайство.

Под текстом должна стоять подпись уполномоченного начальника и роспись увольняющегося.

Внесение изменений в ЕГРЮЛ

После того как оформлены и выданы на руки уходящему все необходимые бумаги, и произведен завершающий отчет, новому главе компании придется осуществить еще одно важное мероприятие. Связано оно с внесением изменений в содержание специально перечня, в котором фиксируются все без исключения организации. Ведением такого списка занимаются госбюджетные инстанции.

Прежде всего, нужно будет заполнить бланк ходатайства установленной формы. Это правило определено такими нормами, как Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129 «О государственной регистрации юридических лиц» и приказом МФ от 30.09.2016 № 169н «Об утверждении регламента ФНС по услуге регистрации юридических лиц».

Это обязан сделать новый глава. Такие полномочия есть только у него. В тексте будут указаны данные о прежнем и новом начальнике, а также момент прекращения полномочий прежнего и начало функционирования нового.

К обращению прилагаются все бумаги, послужившие поводом для смены руководства. Это ходатайство, протокол общего обсуждения, распоряжение о прекращении взаимодействия, акт о передаче материальных объектов и средств организации, учредительная бумага.

Весь пакет документов направляется в профильную бюджетную структуру. Там все детально и скрупулезно анализируется и происходит внесение изменений.

Заинтересованный инициатор имеет возможность получить подтверждение о внесении поправочных отметок в течение пяти дней после передачи документации.

Ноутбук и очки

Однако можно все упростить. В настоящее время любая компания может произвести такие действия удаленно, используя личный информационный ресурс главы организации. При помощи личной росписи в электронном виде начальник может самостоятельно направить информационный пакет по электронной почте в госбюджетную инстанцию. Та в течение пяти дней обработает информацию и даст ответ инициатору.

Судебная практика

В судебную инстанцию обратился человек с просьбой обязать работодателя прекратить рабочие отношения.

В ходе изучения переданного ходатайства было установлено, что инициатор был назначен на должность начальника организации. Такое решение было принято единолично, собственником имущества. Соответственно с ним было подписано соглашение о профессиональном взаимодействии. Данные о человеке были внесены в учетный перечень.

Спустя три года, инициатор решил прервать взаимодействие. О своем намерении о письменно проинформировал собственника. Обращение было возвращено ему с отметкой об отказе. В связи с этим он пытался решить проблему путем переговоров по телефону. Однако такие усилия результатов не дали.

Обратившийся ходатайствовал о прекращении отношений и исключении данных о нем из учетных списков. Сам инициатор для обсуждения не явился, а направил бумагу о проведении разбирательств без его участия.

Собственник был проинформирован в установленном порядке о времени и месте обсуждения, однако он не явился и представителя не направил. В связи с этим обсуждение происходило без участия сторон.

Изучив представленные материалы, суд пришел к выводу, что инициатор исполнил обязательства. Он проинформировал работодателя более простым языком» data-name=»Канцеляризм»>должным образом в установленный период времени. В свою очередь, другая сторона недобросовестно отнеслась к своим обязанностям, поскольку даже глава организации имеет возможность прервать отношения по личному намерению. Отказы в такой ситуации недопустимы.

На основании изученного было вынесено соответствующее судебное заключение. Все просьбы обратившегося были полностью удовлетворены. С учредителя была удержана обязательная денежная сумма за рассмотрение обращения.

Решение от 19 июля 2017 г. по делу № 2-1660/2017

Образцы документов

Заявление об увольнении директора
Протокол заседания об увольнении директора
Приказ об увольнении директора

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий

Рассылка новостей

Подпишитесь на нашу рассылку. Только актуальные новости и измнения трудового законодательства!

Согласен на обработку ПДн

Получите бесплатную консультацию юриста

+7 (499) 938-45-19
Москва

+7 (812) 467-30-91
Санкт-Петербург

Подписывайтесь на нас в Fecebook