Трудовые споры и порядок их разрешения

Порядок рассмотрения трудовых споров установлен в ТК РФ.

Спорные ситуации в процессе осуществления профессиональной деятельности приводят к возникновению разногласий и, как следствие, к проведению разбирательств. Споры может инициировать как работник, так и руководство компании. Все зависит от особенностей сложившейся ситуации.

Причины возникновения трудовых споров

В большинстве случаев поводами для возникновения таких ситуаций являются недовольства исполнением обязанностей какой-либо из сторон отношений.

Для руководителя это, прежде всего, низкое качество выполняемой работы. Это происходит в случаях недостаточной квалификации либо самоустранения работающего от исполнения взятых на себя обязательств. Сюда можно отнести не только качество труда. Зачастую такое может произойти, когда человек не соблюдает внутренние правила компании, нарушает установленный распорядок труда, употребляет алкоголь или запрещенные препараты. Нередки случаи, когда человек отказывается идти на компромисс. Например, изменяется штатная структура организации. Для этого руководитель планирует перевести работающего на другое место, но человек отказывается, ссылаясь на необоснованность доводов.

Трудовой спор

Работающий может инициировать разбирательства в ситуациях, перечень которых более объемный по своему содержанию.

Прежде всего, поводом может служить недостаточный уровень условий труда, по сравнению с оговоренным заранее. То есть место не оборудовано необходимыми приборами. Человек не был обеспечен необходимым инструментом, специальной одеждой и обувью либо их замена осуществлялась с нарушением установленной периодичности.

Пожалуй, самым распространенным поводом служит размер получаемых денежных средств. Работающий рассчитывает, кроме установленного минимума, получать дополнительные средства, в том числе и выплаты премиального характера, которые были указаны в соглашении. Однако его ожидания не оправдались. Безусловно, чаще всего такое происходит по вине самого труженика, который не выполняет установленную норму, но вина руководителя тоже нередкость.

В некоторых обстоятельствах человек стремится изменить распорядок своего трудового времени. Такое может происходить и по объективным причинам – рождение малыша, смена места фактического проживания. Но начальник может отказать, объяснив это тем, что подобные обстоятельства негативно отразятся на деятельности компании в целом. В таких обстоятельствах человек, как правило, инициирует разбирательство.

Не следует забывать и об отдыхе. Работающий может быть недоволен графиком периодичности предоставления ежегодного перерыва для отдыха и восстановления, а также отсутствием специальных перерывов, которые, по его мнению, должны быть установлены.

Органы по разрешению спорных ситуаций

Безусловно, при возникновении спорной ситуации, каждая из сторон будет стремиться восстановить нарушенные права.

Согласно правилам, установленным действующими нормами, проводить разбирательства по спорным вопросам может только уполномоченная компетентная инстанция.

Прежде всего, это комиссия по трудовым спорам. Такая группа создается практически в каждой компании. Наличие такой структуры позволяет решать вопросы на ранней стадии и избежать больших осложнений, урегулировав все с наименьшими затратами для сторон. То есть спор можно разрешить внутри организации, не посвящая во внутренние проблемы посторонних лиц.

Решение споров

Еще одной уполномоченной инстанцией является суд. Такой способ решения спора более сложный и затратный по времени как для человека, так и для компании. Следует отметить, что в суде все вопросы рассматриваются по существу, то есть обсуждаться будут лишь те просьбы, которые указываются в обращении. Любые отступления от темы не допускаются.

Комиссия по трудовым спорам

Индивидуальный трудовой спор может быть рассмотрен КТС. Инициировать создание такого органа могут как сами работающие, так и руководитель организации.

В такую группу должны входить представители тружеников и руководителя. Число представителей каждой из сторон должно быть равным. Такой подход позволит решать спорные вопросы более объективно.

Если руководитель или профсоюзный комитет, как орган, представляющий интересы работающих, получил предложение о создании комиссии, то он должен назначить и направить на заседание представителей в течение десяти фактических дней.

Своих представителей начальник назначает приказом. Как правило, это наиболее компетентные специалисты, которые обладают необходимыми знаниями и опытом. На практике это заместители, а также кадровые, финансовые специалисты и ответственные за внутреннюю безопасность.

Представители работающих назначаются по результатам общего собрания. По решению последнего комиссии могут создаваться, в том числе в структурных подразделениях и филиалах компании.

Сформированная группа должна провести свое собрание, на котором будут назначены председатель, его заместитель и секретарь. Группа должна располагать своей печатью, а также всей необходимой материально-технической базой, для выполнения поставленных задач. Обеспечение такого рода происходит за счет средств компании.

Следует отметить, что в компетенцию КТС входит рассмотрение только споров индивидуального характера.

Судебные органы

Регулирование спорных вопросов может осуществляться и судом. Последний является государственной инстанцией и формируется по решению высших органов власти.

Судебные инстанции рассматривают спорные вопросы по инициативе труженика, руководителя либо профсоюзного комитета, который выступает в защиту работающего.

Инициировать рассмотрение может и надзорная инстанция, если решение КТС было принято с нарушением требований действующих норм.

Судейский молот

В подведомственность судебных инстанций входит разбирательство по вопросам следующего характера:

  • восстановление человека в занимаемой ранее должности, в этом случае повод для увольнения роли не играет;
  • внесение поправок в отметки о датах и поводах прекращения отношений либо о переводе на другое место;
  • взыскание денежных средств за период неожиданного перерыва в деятельности либо за работу по менее оплачиваемой должности;
  • сообщение руководителем личных сведений о работающем посторонним лицам;
  • причинение работающим ущерба компании;
  • необоснованный отказ в приеме в штат компании и назначении на должность;
  • дискриминация труженика.

Рассмотрение спора комиссией

Сразу следует отметить, что трудовой спор будет рассматриваться КТС, только если труженик не решил вопрос самостоятельно или через свое доверенное лицо на стадии переговоров с руководителем. То есть предварительное проведение беседы с начальником является обязательным условием.

Согласно общим правилам, определен срок обращения в КТС. Он составляет три фактических месяца, когда труженику стало известно или могло стать о нарушении его возможностей.

Ходатайство должно быть оформлено в письменном виде. Необходимые документальные данные КТС может затребовать сама. Обращение в обязательном порядке фиксируется в специально учетном перечне.

Обсуждение должно произойти в течение десяти фактических суток с момента его поступления. Это должно происходить при участии самого инициатора либо его доверенного лица. Исключение составляют случаи, когда труженик направил письменную просьбу о рассмотрении обращения без его участия. В случае неявки без уведомления обсуждение спорного вопроса будет снято. Но в этом случае человек не утрачивает возможность обратиться в КТС повторно.

Решение споров

Чтобы осуществлять свою деятельность, указанная группа наделена следующими полномочиями:

  • приглашать для опроса людей, которые обладают необходимой информацией;
  • прибегать к услугам профильных специалистов для проведения консультации и экспертной оценки;
  • требовать от руководителя предоставления информации, имеющей отношение к рассматриваемой проблеме.

В процессе обсуждения должно присутствовать не менее половины членов группы. В противном случае принятое решение не будет иметь силы.

В процессе разбирательства ведется протокол, который подписывает председатель или его заместитель. Подпись удостоверяется печатью КТС. Решение принимается большинством голосов. Свое мнение каждый член выражает тайно.

В решении КТС должно быть отражено:

  • наименование компании (филиала, структурного подразделения);
  • данные об обратившемся – полные фамилия, имя, отчество, занимаемая должность;
  • дата проведения обсуждения;
  • суть спорных вопросов, которые обсуждались на заседании;
  • итоги разбирательства.

Копии указанного документа направляются сторонам спора в течение трех суток с даты его вынесения. Аннулировать решение можно в течение десяти дней. Исполнение требований такого заключения должно произойти не позднее трех дней с момента истечения срока обжалования.

Если требования заключения не были исполнены, работнику вручается свидетельство, с которым он может обратиться к судебному чиновнику в целях принудительного выполнения заключения. Последний обязан исполнить решение в течение трех месяцев.

Чтобы получить указанное свидетельство, труженик обязан обратиться в КТС в течение одного месяца с момента вынесения заключения.

В случае несогласия с вынесенным заключением каждая из сторон может обжаловать его в течение десяти дней с момента принятия.

Разрешение спора судом

Действующими нормами определен также и судебный порядок разрешения спорных вопросов. Для обращения в судебную инстанцию у инициатора есть три фактических месяца. Такой период исчисляется начиная с даты, когда труженик узнал или мог узнать о том, что его права были нарушены. Исключение здесь составляют два повода:

Весы

Если руководитель инициирует разбирательство по факту причинения ущерба компании, то он может реализовать такую возможность в течение двенадцати месяцев с даты выявления данного факта.

Труженик, который инициирует разбирательство по трудовому спору, оплату за рассмотрение обращения не вносит.

Судебное заключение должно быть исполнено немедленно. В противном случае к виновному могут быть применены меры воздействия уголовного характера.

Необходимость соблюдения сроков

Реализация намерения провести разбирательство спорного вопроса имеет свои сроки давность. Такие временные периоды должны соблюдать как труженик, так и руководитель. Если срок не был соблюден, то в рассмотрении обращения может быть отказано.

Довольно часто пропуску указанных промежутков способствуют причины объективного характера, то есть обстоятельства, возникновение которых не зависело от намерения инициатора, которые создали препятствие для реализации его права.

По сложившейся практике к таковым можно отнести:

Указанный перечень не является исчерпывающим. Все решается индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации.

Чтобы восстановить пропущенный срок, заинтересованная сторона должна обратиться в уполномоченную инстанцию, которая будет рассматривать возникший спор. Для этого необходимо представить документальное обоснование своего подтверждения. Таковыми могут быть медицинские справки, данные из организаций по чрезвычайным ситуациям, командировочные документы.

Принципы разрешения конфликтов

Рассмотрение спорных вопросов должно происходить по определенным принципам. К таковым отнесены:

  • обеспечение возможности любого обращаться за разрешением спорных ситуаций;
  • неукоснительное соблюдение требований действующих норм при обсуждении обращения;
  • равные возможности для каждого в ходе разбирательства, например, социальный статус человека во внимание не принимается;
  • свободный доступ для всех заинтересованных в компетентные инстанции;
  • открытость проводимой процедуры. Инициатор может сообщать результаты рассмотрения спора любому человеку;
  • объективный и всесторонний подход к рассмотрению спорного вопроса;
  • безвозмездность обсуждения. Это значит, что плата за рассмотрение не взимается;
  • быстрота обсуждения;
  • обязательность выполнения требований принимаемых решений;
  • возложение персональной ответственности на должностных лиц за исполнение требований.

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий