Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации

Охрана труда направлена на обеспечение безопасности наемных лиц от повышенного риска травматизма и профессиональных заболеваний.  Данная сфера является первостепенной для всех работодателей. А ее полномасштабное внедрение и выполнение регулярно проверяется контролирующими государственными органами.

Для регулярного проведения мероприятий по охране труда в организации создаются специальные службы или отделы. Однако данное правило имеет исключения, указанные в статье 217 Трудового кодекса Российской Федерации.

Необходимость обеспечения безопасности труда

Первостепенной задачей каждого нанимателя является создание безопасных условий труда. Безопасность не может быть абсолютной, но ее необходимо минимизировать до установленных пределов. Выполнение данной задачи требует комплексного подхода и регулярности  применений.

Безопасность трудовых функций включает в себя мероприятия направленные на минимизацию вредных или опасных факторов, которые воздействуют на работников в процессе выполнения ими своих обязанностей. Основной задачей охраны труда является сведение к минимальному показателю уровню травматизма и профессиональных заболеваний.

Обеспечение безопасности

Достичь абсолютной безопасности невозможно, так как существует приемлемый риск. Допустимым рисков считается соотношение между стопроцентной безопасностью и возможностями для ее достижения. Данная величина варьируется в зависимости от того, к какой именно отрасли относится организация. Безусловно, потенциальные риски в металлургических и горнодобывающих предприятиях несравнимо выше, чем в организациях, занимающихся логистикой и посреднической деятельностью.

Служба охраны труда в организации

Статья 217 ТК РФ предписывает обязательность обеспечения особых условий труда. Для регулярного контролирования за выполнением всех законодательных норм в организации создается служба охраны труда. Данная служба должна быть на каждом предприятии, численность которого превышает 50 человек.

Ответственный за обеспечение норм по охране труда на предприятии назначается приказом директора по организации.

Служба охраны труда выполняет следующие функции:

  1. Организовывает работы по беспрерывному выполнению требований ОТ.
  2. Контролирует соблюдение законодательных норм в данной области.
  3. Проводит мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
  4. Предоставляет обширную информацию по вопросам охраны труда.
  5. Консультирование руководства и работников по возникающим ситуациям и вопросам.

Служащие отдела должны проводить инструктажи и регулярное обучение работников.

Специалист по охране труда

Статья 217 Трудового кодекса указывает на необязательность создания специальной службы по охране труда в организациях, численность которых меньше пятидесяти человек.

Организации, имеющие в своем штате 49 и меньше наемных лиц, могут на свое усмотрение выбирать, как им организовать соблюдение норм по охране труда.

Специалист по охране труда

Позволяется применять следующие модели:

  1. Полноценная служба ОТ с руководителем и подчиненными.
  2. Назначения одного ответственного специалиста по решению данных вопросов.
  3. Возложение данной ответственности на самого руководителя фирмы или индивидуального предпринимателя.
  4. Привлечение сторонних организаций к осуществлению данной функции.

Удобнее всего для небольших фирм вводить специалиста по ОТ. Этот работник осуществляет все функции отдела, но по причине немногочисленности штата может решать все вопросы самостоятельно.

Специалист по ОТ должен иметь соответствующее образование, а также опыт работы на данной должности.

Привлечение сторонних организаций

Трудовым кодексом разрешено привлекать к обеспечению безопасности на производстве сторонние организации. Важным фактором является наличие у такой организации обязательной аккредитации. Не аккредитованными могут быть лишь те организации, которые осуществляют услуги по специальной оценке условий труда.

Со сторонними специалистами необходимо заключать гражданско-правовые соглашения, в которых будут исчерпывающе описываться возлагаемые функции.

Специалист

Сторонний специалист по ОТ наделяется теми же правами и обязанностями, что и штатный сотрудник, а именно:

  1. Может беспрепятственно посещать все рабочие места, оценивая степень выполнения работодателем и работниками предписанных мер безопасности.
  2. Проводить вводные, первичные, повторные, внеплановые и целевые инструктажи.
  3. Проверять знания работников в области ОТ и ПБ.
  4. Доводить до сведения руководителя организации сведения о выявленных нарушениях.
  5. Ходатайствовать о привлечении к ответственности нарушителей.
  6. Требовать письменных разъяснений выявленным несоответствиям.

Перечень полномочий сторонних специалистов по охране труда весьма обширен, но все их действия должны быть согласованы и одобрены с директором организации.

Законодательные требования

ОТ охватывает настолько широкий спектр требований, что для ее систематизации была создана общая система управления охраной труда (СУОТ). С 1 января 2015 года СУОТ введена как обязательный для внедрения и соблюдения элемент на всех предприятиях РФ.

СУОТ регламентируется Межгосударственным стандартом ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда».

Целью СУОТ является профилактика возникновения незапланированных ситуаций на производстве. Данная система позволяет рассматривать все вопросы, формирующие направления в области ОТ, взаимосвязано, а не разрозненно.

СУОТ позволяет оценивать будущие риски и управлять ими таким образом, чтобы минимизировать не только их последствия, но и возможность их наступления.

Кроме указанного ГОСТа, охрана труда регламентируется Трудовым кодексом и иными нормативными актами.

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий