Оформление трудовой книжки

Несмотря на то что вскоре планируется массовый переход на электронные трудовые, сейчас обычные, бумажные книжки всё ещё остаются очень важным документом, заведение которого обязательно при первом трудоустройстве, начиная с которого он должен будет вестись постоянно.

В трудовую вносятся все важные сведения о работе. Поэтому работодатель должен знать, как её правильно оформить, делать записи, и какие могут понадобиться документы.

Оформление трудовой книжки впервые

При первом устройстве на работу обязательно нужно оформить трудовую в течение недели после того, как работник устроился. Занесением данных занимается, конечно, не сам обладатель документа, а работник отдела кадров, ответственный за ведение трудовых. Обычно он же ответственен и за хранение, и он же заводит этот документ, поскольку работник при себе его не имеет, и его выдают непосредственно на предприятии. Всё время, пока он продолжит работу в компании, трудовая будет храниться в ней, а при увольнении её необходимо выдать ему на руки, после чего он уже с ней отправится к следующему работодателю.

Заполнение

Иногда с работника, для которого заводится трудовая, удерживается её стоимость, а в некоторых случаях нет. Это зависит от того, какие порядки приняты в компании, но само право удержать деньги есть, поскольку трудовые должны ею закупаться. Иногда компания обязана осуществить замену документа за свой счёт, а именно:

  • При его неверном заполнении её сотрудниками.
  • Если произошла порча, и владелец не виноват в ней.
  • Если документы были массово утеряны.

Где приобрести трудовую книжку?

Как правило, приобретает книжку сам работодатель, работнику же остаётся лишь выплатить её стоимость – да и то обычно не нужно делать специально, сумму просто вычитают из следующей заработной платы. Хорошо, если вся процедура так упрощена, но иногда работнику приходится и самому заниматься её приобретением: либо компания маленькая, и оказалось, что в ней просто нет закупленных впрок трудовых, или же они стоят дороже, и работник решает сэкономить, приобретя себе трудовую сам.

Сделать это можно в киоске Роспечати или в любом канцелярском магазине – их продажа свободна. Правом на производство обладает лишь «Госзнак», и на произведённых им трудовых книжках имеется специальная защита. Это касается именно новых образцов, принятых с 2004 года, при этом старые никто не отменял и, хотя выглядят они иначе, но по-прежнему действительны.

В отличие от отдельных сотрудников, предприятия обычно закупают трудовые оптом, заказывая их у компаний, имеющих контракт с «Госзнаком», либо непосредственно у него. Перевозятся они в таком случае при помощи компании, имеющей право на перевозку защищённой полиграфической продукции. При приобретении обязателен учёт – чтобы вести его, необходим журнал учёта трудовых. Каждое использование бланка затем отражается в журнале, равно как и порча.

Относительно стоимости трудовой стоит сказать, что сейчас её можно приобрести примерно за 250-400 рублей в зависимости от региона.

Для оптовых клиентов действуют скидки, потому компании приобретают их за 100-150 рублей. Для не слишком честных руководителей это иногда служит дополнительным способом обогатиться – ведь при больших объёмах доход от подобной спекуляции может оказаться не таким уж и малым.

Какие документы нужно представить?

Если ранее сотрудник не работал, следовательно, это для него первое оформление трудовой, то он должен представить ряд документов:

  • паспорт;
  • данные об образовании – диплом либо зачётная книжка, если оно ещё не окончено.

Потребуются они уже при заполнении книжки, из них нужно будет получить данные. При покупке эти документы не нужны. Если же трудовую работник получает в организации, то также не надо оформлять заявление на неё, поскольку выдавать их должны всем. Но вот если речь идёт о замене утерянной, то заявление, обычно, написать нужно.

Паспорт

Помимо перечисленных документов, если потребовалось заменить утерянную книжку, также могут потребоваться данные о стаже работника. Возможно также его образование изменилось, или он прошёл службу в армии, чтобы внести сведения об этом тоже нужны будут подтверждающие документы.

Срок внесения записей

Как гласит Трудовой кодекс (статья 66), обязательно завести книжку или внести записи в уже имеющиеся, если сотрудник проработал в компании более пяти дней, и эта работа у него основная.

Это вступает в небольшое противоречие с Постановлением Правительства № 225 «О трудовых книжках», в пункте 8 второго раздела которого указывается, что завести трудовую необходимо не позже чем через неделю работы – то есть оно позволяет не оформлять её на день дольше. Маловероятно, что возможны какие-либо штрафы при столь мелком нарушении 66 статьи ТК, то есть, если работодатель немного не уложился в срок, но всё же лучше ориентироваться именно на меньший временной период.

Порядок внесения записей

Давайте разберемся, как оформить трудовую и начать её вести. Первым шагом станет оформление титульного листа, а его основные правила изложены в Постановлении Министерства труда № 69. Запись должна вестись следующим образом:

  • ФИО работника вносятся по паспорту, без сокращений;
  • дата рождения записывается при помощи арабских цифр;
  • указывается уровень образования;
  • прописывается специальность исходя из той, что отражена в дипломе;
  • проставляется дата, в которую начато ведение документа.

После того как заполнение титульного листа завершено, расписывается принятый на работу, тем самым заверяя, что указанные сведения верны, атем ставит подпись и заполнявший титульный лист сотрудник, принимая ответственность за дальнейшее ведение. Наконец, проставляется печать компании.

Когда титульный лист оформлен, можно приступать к внесению первых записей. 

Необязательно самой первой должна быть запись о трудоустройстве в компанию, в которой оформляется книжка: зачастую это сведения о том, что гражданин прошёл обучение либо отслужил в армии – поскольку ни в учебном заведении, ни в армии трудовые не заводят. Хотя между окончанием учёбы или службы и внесением записи может пройти довольно большое время, но дата внесения записи ставится именно актуальная.

Ручка в руках

И уже после сведений об обучении или службе делается запись об устройстве на работу. В третьем разделе всё того же Постановления № 69 подробно оговариваются следующие детали:

  1. Название организации-работодателя не должно содержать сокращений даже в том случае, если они допустимы во внутренних документах компании.
  2. В первую графу ставится номер записи.
  3. Во вторую – дата в формате число-месяц-год, тоже полностью (например – 15.05.2017).
  4. В следующую – должность, на которую принят гражданин, подразделение, разряд, если есть испытательный срок – его продолжительность.
  5. Затем указывается, на основании чего внесена запись – обычно это приказ о приёме на работу; название документа не должно содержать сокращений, также необходимо указать номер и дату, когда он был принят.

После этого трудовая, наконец, будет полноценно заведена, о чём следует внести запись в журнал движения книжек – этим занимается тот же сотрудник, что завёл документ.

Нюансы при заполнении

Неверно внесённая запись

Даже при чётком выполнении инструкций ошибки исключить нельзя. Если такое случилось, то важно правильно от неё избавиться – на этот счёт есть чёткие инструкции. Как указывается в Постановлении Правительства № 225, исправлением должен заниматься тот же сотрудник, который и допустил ошибку. Основанием может стать заявление работника, либо же сотрудник может сам заметить ошибку.

Но не всегда это возможно. Иногда ответственный сотрудник к этому моменту уже уволен, и тогда внести исправление будет должен другой, иногда и вовсе организация, в которой внесли запись, уже прекратила существование,тогда исправление должны будут внести сотрудники кадрового отдела нового работодателя, но прежде необходимо получение специального распоряжения руководства на этот счёт. При утере книжки для восстановления данных применяются такие документы, как трудовой договор и справки с предыдущих мест работы.

Если же всё не так сложно, и требуется всего лишь исправить недавно внесённую неверную запись, то она не должна зачёркиваться. Вместо этого, вносится ещё одна, в которой указывается, что запись под определённым номером является недействительной – это сообщение необходимо удостоверить подписью автора, а также печатью компании. Затем вносится верная информация.

Оформление для различных категорий

Есть определённые категории работников, оформлене трудовой для которых будет иметь порядок, отличный от обычного. Это:

  1. Несовершеннолетние – список необходимых документов при приёме на работу окажется больше, чем обычно. Понятно, зачем – необходимо предоставить гораздо больше гарантий соблюдения всех прав согласно закону. Что касается именно трудовой, то отличие в том, что личность будет удостоверяться по свидетельству о рождении, кроме того, потребуется справка из школы, в которой работник получает образование. Завести трудовую можно с 14 лет.
  2. Студенты – образование подтверждается справкой из деканата либо студенческой книжкой.
  3. Совместители – запись о дополнительном месте работе должна вноситься при желании самого сотрудника, для этого предоставляются копии заявления и приказа о приёме.
  4. Индивидуальные предприниматели – взять трудовую предприниматель должен будет самостоятельно, своими силами, и оформить её.

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий