Прием на работу по Трудовому кодексу

Прием на работу — это процедура, которая реализуется при включении человека в штат организации и назначении на должность. Такой процесс не является довольно сложным. Он состоит из нескольких этапов, каждый из которых необходимо планомерно реализовывать, поскольку любые неточности в начале делового сотрудничества могут вызвать проблемы впоследствии.

Прежде всего, надо провести предварительную беседу с кандидатом. Это позволит узнать больше о желающем.  Для человека это тоже необходимо, он сможет уточнить для себя все интересующие моменты, а также лично пообщаться с руководителем компании, и решить для себя будет ли возможным дальнейшее сотрудничество с организацией.

Следующим шагом станет направление письменного обращения о назначении на должность. Без такого ходатайства дальнейшие мероприятия будут невозможными, поскольку оно является основанием для оформления другой необходимой документации.

Назначение

Затем последует прохождение специальной медицинской комиссии. Это произойдет только в случае, если одним из условий назначения на должность является физическое соответствие специалиста специфике условий труда.

Как только человек получит на руки медицинское заключение о своем соответствии, будет оформлена рабочая договоренность. Это основной документ, который касается всех особенностей и нюансов дальнейшего делового сотрудничества.

Следом за указанным соглашением издается распоряжение руководителя о начале делового сотрудничества. Именно такая бумага является подтверждением того, что человек допущен к исполнению должностных обязанностей.

В обязательном порядке человек должен быть ознакомлен с содержанием внутренних документов – правил, положений, коллективного договора.

После оформления всех необходимых документов и ознакомления с содержанием внутренних документов компании, в личную рабочую книжку труженика вносится отметка о приеме в штат организации.

При условии четкой реализации все указанных этапов исключается риск возникновения разногласий в последующем.

Собеседование при трудоустройстве

Собеседование

Порядок приема на работу на практике предусматривает проведение предварительной беседы с кандидатом на должность.

В данной ситуации целью для человека является выяснения для себя всех особенностей и нюансов предстоящего труда, поскольку в предложениях компаний, которые размещаются на различных ресурсах информация довольно ограниченная.

Претенденту на место необходимо определить круг вопросов, на которые он хочет получить ответы. Такой подход позволит провести беседу более содержательно, избегая всего лишнего.

При себе человеку нужно иметь документы: личный документ, рабочую книжку, военный билет, свидетельство о наличии необходимой специальности или получения образования.

Нелишним будет взять с собой положительные рекомендации с прежних мест труда, если таковые имеются.

Прежде чем записываться на предварительный прием, правильным будет собрать больше информации о компании, в которую человек желает устроиться. Это можно сделать по отзывам других людей, на сайте организации, либо используя другие сведения из информационных ресурсов интернета. Здесь нужно учитывать некоторые важные факторы. Например, отдаленность офиса, будут ли соизмеримы транспортные расходы с получаемым заработком.

На практике предварительную беседу всегда проводят кадровые специалисты.

В процессе общения с таким представителем необходимо детально выяснить все тонкости, касающиеся будущей деятельности – основные обязанности, распорядок труда, размер оплаты, меры поощрительного характера, применение которых практикуется в организации.

Для проведения бесед в любой организации устанавливается отдельное время. Как правило, после общения с кадровым специалистом побеседовать с претендентом может сам руководитель.

Пообщаться с человеком следует очень подробно. Следует детально изучить имеющиеся на руках документы и рекомендации с прежних мест труда.

Необходимо выяснить у кандидата причины, по которым он ушел с прошлой работы, почему его заинтересовало предложение компании, а также на какую должность человек претендует. Нелишним будет удостовериться в подлинности представленной информации о себе и имеющихся рекомендаций.

Подача заявления о приеме на работу

Заявление о приеме на работу

Оформление приема на работу начинается с направления обращения руководителю организации. Такое ходатайство оформляется в письменном виде.

Действующие нормы не установили четкой формы такого обращения. В некоторых компаниях имеются готовые бланки. Однако использование обычной бумаги также допускается.

Главным условием в данном случае является отражение определенной информации обязательного характера. К такой можно отнести:

  • название и место фактического расположения организации, куда хочет устроиться претендент;
  • данные о начальнике, который будет рассматривать обращение;
  • сведения о составителе бумаги – как зовут, его контактные данные, где проживает;
  • суть просьбы – на какое место человек хочет быть назначенным;
  • момент, начиная с которого желающий намерен начать осуществлять свою профессиональную деятельность;
  • дата оформления и личная роспись составителя.
Ходатайство можно передать самостоятельно из рук в руки начальнику либо через секретаря.

Также не запрещено направить обращение по почте или по интернету. Но к таким способам прибегают крайне редко. Все дело в том, что тогда инициатору необходимо иметь на руках подтверждение в получении бумаги организацией. К тому же можно допустить ошибку в составлении просьбы и получить отказ от компании.

Прохождение медосмотра

Медосмотр

Трудовой кодекс предусматривает прохождение медицинской комиссии до назначения на должность.

Обследование проходят следующие категории претендентов:

  • Те, кому не исполнилось восемнадцати лет. Специфика будущей профессиональной деятельности в данном случае значения не имеет, а прохождение комиссии осуществляется за счет средств организации;
  • Рабочие места, труд на которых имеет вредные и опасные химические, и биологические факторы;
  • Должности, связанные с физическими нагрузками, например, грузчики;
  • Специалисты общественного питания, здравоохранения, охранных структур, управляющие транспортными средствами;
  • Трудящиеся на высоте, например, крановщики и монтажники.

Указанные категории проходят не только предварительное, но и периодическое обследование уже после назначения на должность. Периодичность определяется действующими нормами для каждой профессии в отдельности.

Следует отметить, что претендента могут направлять как на физиологическое, так и психиатрическое обследование.

Чтобы пройти комиссию, человеку необходимо иметь при себе следующие документы:

  • паспорт;
  • страховое свидетельство;
  • квитанция, подтверждающая внесение платы за обследование;
  • направление от компании.

Виды сдаваемых анализов и круг медицинских специалистов зависит от трудового места, на которое претендует человек.

Проверка зрения

Прохождение, как правило, происходит в медицинской инстанции по месту фактического проживания человека либо организации. Принципиальных требований в данном случае не установлено. Результаты проверки оформляются в виде заключения и передаются претенденту на руки. Такой документ действителен в течение полугода.

В случае отказа в трудоустройстве возвращать денежные средства, которые были потрачены организацией, человек не обязан. В свою очередь ,компания должна возместить расходы подобного рода, если претендент оплачивал проверку за собственный счет. Для этого человек обязан направить письменное ходатайство руководителю. При отказе можно решить вопрос в судебном порядке.

Если кандидат будет принят в штат компании, все расходы будут возмещены при выплате первого заработка.

Заключение трудового договора

Оформление на работу работника невозможно без подписания трудовой договоренности.

Такое соглашение составляется письменно в двух экземплярах для каждого заинтересованного. Если документ необходимо согласовывать с вышестоящей организацией могут оформляться дополнительные экземпляры.

Когда работающий получил допуск к труду, но договоренность подписана не была, она должна быть оформлена не позже трех дней с момента, когда труженик фактически начал исполнять свои обязанности.

Чтобы трудовой договор можно было составить и подписать, претендент обязан представить следующие бумаги:

  • личный документ;
  • рабочую книжку;
  • свидетельство об обязательном страховании;
  • данные о полученном образовании или имеющейся специальности;
  • сведения о постановке на специальный военный учет;
  • медицинское заключение о прохождении проверки.

Рукопожатие

Также руководитель может потребовать дополнительную информацию:

  • данные о том, что к претенденту не применялись меры административного и криминального воздействия, в том числе и за немедицинское использование запрещенных препаратов;
  • сведения о получаемых доходах.

Договоренность может быть подписана на неопределенный срок либо ограничена временными рамками.

В тексте должна указываться следующая обязательная информация:

  • дата и место подписания соглашения;
  • название компании;
  • данные о руководителе и документе, подтверждающем его полномочия;
  • сведения о труженике;
  • должность, на которую назначается претендент;
  • права и обязательства каждой стороны;
  • дата начала деятельности;
  • временной период действия договоренности;
  • меры влияния, которые могут применяться в случае неисполнения взятых на себя обязательств;
  • поводы для прекращения сотрудничества;
  • размер и периодичность выплат заработанных средств;
  • продолжительность обязательного перерыва для отдыха и восстановления;
  • ежедневный распорядок времени труда;
  • обязательство не сообщать информацию ограниченного доступа посторонним лицам.

Если какие-либо условия не были включены в текст соглашения, это можно исправить в последующем путем внесения поправок.

Издание приказа

Приказ

Процедура трудоустройства предусматривает издание распоряжения о приеме. Оно составляется в письменном виде на основании подписанного трудового соглашения.

В его тексте должно быть указано:

  • название организации;
  • номер и дата издания;
  • место труда претендента;
  • дата начала деятельности;
  • подпись руководителя;
  • дата и роспись претендента об ознакомлении с содержанием приказа.

Содержание распоряжения должно соответствовать подписанной договоренности.

С распоряжением работник должен быть ознакомлен в течение трех дней после оформления. А для исполнителей изготавливаются копии или выписки из приказа.

По просьбе самого работающего ему также можно подготовить копию распоряжения. В этом случае инициатором выдачи должен выступать сам человек. Отказать ему руководитель не имеет права.

Ознакомление с локальными нормативными актами

Ручка и документ

До назначения на должность будущий сотрудник должен быть ознакомлен с содержанием внутренних документов компании, которые касаются его профессиональной деятельности.

К таковым можно отнести:

  • инструкция о должностных обязательствах;
  • внутренние правила распорядка работы;
  • положение о защите информации о работающих;
  • инструкция о выплате заработка;
  • правила внутренней безопасности;
  • коллективный договор;
  • положение о корпоративных секретах;
  • договоренность о материальной ответственности.

Указанные документы должны быть представлены человеку к прочтению. Об изучении содержания тружеником должна иметься запись. Как правило, она проставляется на листе ознакомления.

Заполнение трудовой книжки

Трудовая книжка

Когда оформляются документы о назначении претендента на должность, в его личную рабочую книжку вносится отметка соответствующего характера.

Такие записи вносятся кадровыми специалистами после подписания распоряжения руководителя.

Формулировка пометки должна повторять такую же запись в приказе. Сокращать текст или исключать из него отдельные слова либо фразы, нельзя.

Пометки вносятся от руки с использованием авторучки, пастой черного, синего или фиолетового цветов.

Должно быть указано:

  • с какого числа человек принят в штат компании;
  • на какую должность назначен;
  • номер и дата распоряжения руководителя.

Запись подписывается исполнителем. В организации с малой численность такую пометку может завизировать и сам руководитель. Подпись должна быть заверена печатью компании.

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий