Электронный больничный лист

C 1 января 2017 года вступил в действие закон, позволяющий заполнять не только бумажный вариант, но и оформлять электронный больничный лист. Эти два документа взаимозаменяемы, поэтому могут применяться на выбор в том или ином варианте по запросу самого пациента.

Хотя фактический переход на электронные больничные листы уже состоялся, говорить об их повсеместном применении еще довольно рано. С практическим внедрением существует немало проблем и спорных вопросов.

Однако система уже запущена и работодателям, врачам, а также сотрудникам ФСС, необходимо разобраться с тем, как работать с электронными больничными. Нелишней данная информация будет и для простого обывателя, ведь все идет к тому, что больничные в электронном виде вскоре полностью заменят свои бумажные аналоги.

Лист нетрудоспособности в электронном виде

Больничный лист в электронном виде – это существующая реальность. Прошел уже год после того, как ранее пилотный проект был внедрен в общую практику. До начала 2017 целых три года этот макет обкатывался в шести региональных проектах. Процесс апробировался и дорабатывался и, наконец, был веден в общее пользование.

Электронный лист

Конечно, довольно рано заявлять о повсеместном нововведении. Для работы с электронными больничными листами необходимо, чтобы три стороны взаимодействия сотрудничали сообща, а главное, имели доступ к Единой интегрированной информационной системе (ЕИИС). Только ее наличие позволяет медицинскому учреждению произвести оформление электронного больничного листа, а работодателю заполнить свою часть документа. Третье звено цепи, связывающее два предыдущих и обеспечивающее выплаты, это ФСС, они должны иметь возможность проверить больничный лист и подтвердить его возмещение.

Сама идея введения электронных больничных листов довольно занимательна и призвана решить множество ранее существовавших проблем. Однако до полного перехода на работу с электронным больничным организациям потребуется не только подключиться к базам ЕИИС, но и подкорректировать иные моменты. К примеру, для работы с электронными больничными понадобится иметь зарегистрированные электронные подписи, которые будут гарантировать легальность выданного документа. К тому же понадобятся еще и подготовленные бланки согласия пациента с выдачей электронного бланка вместо бумажного.

Введение электронных бюллетеней регламентировано Федеральным законом №86-Фз от 01.05.2017 года. Фонд социального страхования РФ с июня 2017 года запустил электронный сервис, в котором регистрируются кабинеты страхователей и застрахованных лиц. На начало 2018 года электронным сервисом могут воспользоваться далеко не все медучреждения и работодатели, поэтому данная мера считается сугубо добровольной и никаких указаний по поводу обязательного внедрения пока не имеется. Если у больницы или поликлиники сервис подключен, но у работодателей он отсутствует, то получить электронный больничный пациент не сможет. Схема взаимодействия отлажена и подразумевает, что выписать такой бланк нетрудоспособности система позволит, только если организация-работодатель внесена в число пользователей.

Оформление листа нетрудоспособности

Электронный больничный лист оформляется, как и бумажный, с учетом целого ряда установленных правил и инструкций.

Собственно ни в самой форме, ни в порядке оформления больничных листов ничего не изменилось. Выдавать электронный больничный лист могут только лицензированные медицинские учреждения. Отличие будет заключаться только в том, что данные вносятся не от руки, а в специальную компьютерную программу. Справедливости ради стоит сказать, что большинство врачей уже давно не заполняют данные от руки, а отпечатывают сведения на бланках посредством принтера. Поэтому существенных изменений в оформлении не предвидится.

Врач оформляет

Порядок заполнения электронных больничных со стороны медучреждения следующий:

  1. Название медицинского учреждения.
  2. Наименование предприятия работодателя.
  3. ФИО пациента.
  4. Дата рождения больного.
  5. Отметка о том является ли рабочее место основным или работник задействован по совместительству.
  6. Дата выдачи бюллетеня.
  7. При выдаче документа по уходу за больным членом семьи заполняются соответствующие поля.
  8. Период времени, в границах которого человек был освобожден от труда.
  9. Сведения о лечащем враче, заполнившем бланк – ФИО и должность.
  10. Дата выхода на работу.

Бюллетень заверяется электронной подписью врача и печатью медучреждения. Оплата больничного листа, который превышает минимально разрешенные сроки, производится только при наличии на нем подписей врачебной комиссии и главного врача больницы или поликлиники.

Вторую часть работы с электронными больничными предстоит провести работодателю. Они вводят:

  1. Регистрационный номер фирмы.
  2. Код подчиненности организации.
  3. Данные о самом работнике в виде ИНН и СНИЛС.
  4. Размер страхового стажа.
  5. Средняя зарплата сотрудника, которая принимается для расчета выплаты.
  6. Размер компенсации.
  7. Сумма, выдаваемая на руки сотруднику за вычетом НДФЛ.
  8. Цифровые подписи бухгалтера и руководителя предприятия.

Такое объемное заполнение информации не будет производиться каждый раз. Один раз внесенные сведения сохраняются в системе, и затем многие данные проставляются автоматически.

Порядок работы с электронным больничным

Если оформление не вызывает никаких дополнительных вопросов, то сам факт выдачи происходит по-новому.

Первичное заведение и оформление осуществляется в медицинском учреждении. Выписка электронных больничных листов инициируется самим пациентом. Для этого гражданин должен не только сообщить о том, что желает получить бюллетень именно в таком виде, но и дать свое письменное согласие на его оформление. Согласие имеет свободную форму заполнения, но больницы могут разрабатывать свои бланки, чтобы упростить данную процедуру. После того как согласие получено, врач приступает непосредственно к внесению сведений.

Вся система формирования бюллетеней нового образца автоматическая, поэтому при открытии нового больничного листа ФСС выдает персональный номер бланку, который также имеет высокие степени защиты, что исключает возможность заполнения его сторонними лицами и организациями.

Сформированный документ после подписи врача необходимо отправить в соцзащиту. На самом деле в ФСС больничный лист попадает автоматически после того, как врач ставит отметку о завершении внесения данных. Таким образом, решается проблема сроков сдачи больничного листа в ФСС, главное, чтобы наниматель не задерживал расчеты по выплате пособия по больничным листам.

Врач с ноутбуком

Пациенту на руки выдается лишь номер заполненного больничного документа, который он передает своему работодателю. Наниматель, получив сведения о номере бланка, который был выдан, должен перейти в ЕИИС и произвести ряд действий со своей стороны. Первое следует выполнить проверку всех внесенных данных об организации-работодателе. При наличии выявленных ошибок следует отправить запрос на возврат бюллетеня для внесения изменений данных, но  сама система должна исключать возможность неправильного внесения за счёт автоматизации. Затем бухгалтер заполняет свой раздел бланка, тем же способом в программе. Доступ к внесению сведений имеют люди соответствующей квалификации, их подписи должны быть также заверены для проставления в цифровом формате.

Вся система организована так, что сдавать в ФСС для оплаты больничного не нужно. Наниматели часто задаются вопросами через, сколько дней должна быть проведена проверка и в какой срок оплачивается больничный. Срок сдачи больничного листа остается прежним – 10 дней с момента получения сведений о его закрытии. В течение такого времени бухгалтер начисляет выплаты. А вот перечисление начисленных средств производится в ближайший день установленной выплаты.

Каковы преимущества электронного больничного?

Электронные больничные листы имеют свои плюсы и минусы.

К существенным минусам можно отнести тот факт, что подключились к ЕИИС еще только 30% медицинских учреждений, а работодателей и того меньше. Централизовано подключаться к общему информационному пространству будут далеко не все, и на это уйдет еще немало времени. К тому же существует много дополнительных расходов, которые предстоит понести организациям при переходе на автоматическую систему заполнения. Кроме того, что участникам программы придется устанавливать дополнительное программное обеспечение, им еще придется заверять электронные подписи ответственных работников, а в случае их увольнения, проделывать эту процедуру с другими сотрудниками. И это не говоря о том, что некоторые учреждения, вообще не имеют выхода в интернет, в связи с расположением.

Электронная ифнормация

Несмотря на существенные минусы, плюсов внедрение данной инновации грозится привнести гораздо больше, но оценить мы их сможем только после повсеместного внедрения

К плюсам нововведения относят:

  1. Упрощение процедуры заполнения, за счет автоматического ввода большинства данных.
  2. Экономия времени работающих, которые будут освобождены от необходимости бегать по кабинетам и подписывать выданный бланк.
  3. Невозможность утерять бюллетень или нечаянно его испортить. Ошибки как таковые будут исключены.
  4. Сами пациенты смогут контролировать начисление уплаты в своем личном кабинете, а также следить за тем, выплачены ли средства.
  5. Оплата больничного может производиться через ФСС, что ускоряет время начисления и получения средств.

ФСС сможет автоматически вести реестр больничных листов, утерянные и испорченные бланки перестанут существовать как отдельная графа таблицы учета.

Конечно, главным козырем заявляется экономия средств на изготовлении бумажных бланков. Данный пункт слегка спорный, ведь бюллетень заменяется на обязательное разрешение от пациента на выдачу цифрового документа. Но справедливости ради стоит сказать, что стоимость обычного листа на разрешение, значительно ниже бланка бюллетеня, изготовленного на Госзнаке со степенями защиты.

Предполагается, что переход на электронные бланки исключит подделку документации этого рода. Здесь также не все так гладко, остается надеяться, что разработчики программы достаточно опытны и смогут защитить ее от хакерских атак, а также несанкционированного внесения сведений.

Евгений Усачев

Практикующий юрист, опыт 15 лет. Кандидат юридических наук. Руководитель и ведущий юрист ООО «ЮристКонсалт». Специализируется на трудовом праве, в частности, на решении трудовых споров.

Добавить комментарий

Рассылка новостей

Подпишитесь на нашу рассылку. Только актуальные новости и измнения трудового законодательства!

Согласен на обработку ПДн

Получите бесплатную консультацию юриста

+7 (499) 938-45-19
Москва

+7 (812) 467-30-91
Санкт-Петербург

Подписывайтесь на нас в Fecebook